Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 14.05.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России) и уточнения порядка предоставления социальных гарантий сотрудникам СК России, гражданам, уволенным со службы в СК России, а также членам семей указанных лиц.
В частности, законопроектом предлагается дополнить статью 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) пунктом 6, предусматривающим определение круга лиц, относящихся к членам семьи сотрудника СК России, гражданина, уволенного со службы в СК России (далее соответственно - сотрудник, гражданин), для целей Федерального закона.
Необходимость данного изменения обусловлена тем, что в Федеральном законе члены семьи сотрудника определены применительно к отдельным положениям статей 35 (часть 12.4) и 35.1. (часть 7), тогда как общая норма о лицах, относимых к членам семей сотрудников и граждан, не предусмотрена.
Отсутствие указанной нормы влечет правовую неопределенность при установлении круга лиц, рассматриваемых в качестве членов семей сотрудников и граждан, для целей, не связанных с предоставлением отдельных социальных гарантий, предусмотренных статьями 35 и 35.1 Федерального закона.
Также с учетом вышеуказанного проектируемого определения, предусматривающего отнесение к членам семьи сотрудника (гражданина) лиц, признанных находящимися на его иждивении, корреспондирующее изменение предлагается внести в пункт 29 статьи 35 Федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 7 статьи 15 Федерального закона в части определения порядка назначения исполняющих обязанности по вакантным должностям в СК России, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий.
Так, согласно действующему правовому регулированию назначение исполняющим обязанности по указанным должностям (за исключением должностей Председателя СК России, первого заместителя и заместителей Председателя СК России) и освобождение от исполнения обязанностей по таким должностям осуществляется Председателем СК России.
Однако порядок такого назначения в Федеральном законе не установлен. Кроме того, отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, установленных для должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, выплатой денежного содержания, соответствующей данным должностям, лицам, назначенным исполняющими обязанности на такие должности, также остаются неурегулированными.
В связи с этим законопроектом предлагается изложить часть 7 статьи 15 Федерального закона в новой редакции, предусматривающей утверждение порядка назначения исполняющим обязанности по вакантной должности Председателя СК России, первого заместителя и заместителей Председателя СК России и освобождения от исполнения обязанностей по указанной должности Президентом Российской Федерации, а исполняющими обязанности по иным должностям СК России, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и освобождения от исполнения этих обязанностей - Председателем СК России.
Кроме того, предусматривается закрепление за сотрудниками, назначенными исполняющими обязанности по вакантным должностям, гарантий правовой помощи и социальной защиты, соответствующих должностям, на которые сотрудники назначены исполняющими обязанности.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 26 Федерального закона, предусматривающие возмещение расходов на переезд и перевозку имущества сотрудникам, принятым на службу непосредственно после окончания обучения в образовательной организации высшего образования СК России, и направленным для прохождения службы в другую местность.
Действующими нормами статьи 26 Федерального закона предусмотрены положения о переводе сотрудника СК России в интересах службы в другую местность с возмещением ему и членам его семьи расходов на переезд, а также на перевозку имущества.
В связи с этим отсутствие в нормах статей Федерального закона гарантии по возмещению расходов на переезд и перевозку имущества сотрудникам, принятым на службу непосредственно после окончания обучения в образовательной организации высшего образования СК России, и направленным для прохождения службы в другую местность, ставит их в неравное положение с иными сотрудниками СК России, направляемыми к новому месту службы в другую местность в порядке перевода, которым соответствующие расходы компенсируются.
Реализация предлагаемого законопроектом решения позволит преодолеть указанное неравенство и предоставить дополнительную поддержку и социальную защиту выпускникам, поступившим на службу в СК России непосредственно после окончания обучения в образовательной организации высшего образования СК России, многие из которых являются лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 34.1 Федерального закона.
Необходимость внесения соответствующих изменений связана с тем, что действующая редакция указанной статьи Федерального закона не обеспечивает полной социальной защищенности сотрудников, направляемых на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме обучения в научных и образовательных организациях СК России.
В связи с этим законопроектом предлагается для таких сотрудников в полной мере сохранить установленные Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты сотрудника.
Помимо этого, законопроектом предусматривается выведение из-под действия статьи 34.1 Федерального закона категории сотрудников, осуществляющих в установленном законодательством Российской Федерации порядке подготовку диссертации на соискание ученой степени в научных и образовательных организациях СК России, поскольку до настоящего времени указанная норма СК России не применялась.
Также согласно законопроекту предусмотренное частью 2 статьи 34.1 Федерального закона условие о необходимости продолжения сотрудником службы в СК России не позднее одного месяца после получения высшего образования или защиты диссертации на соискание ученой степени, при выполнении которого сотруднику предоставляются гарантии, предусмотренные данной статьей, исключается.
Исключение указанного условия направлено на улучшение положения сотрудников СК России, в том числе повышение уровня их социальной защиты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, и иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.