Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082"
(подготовлен Минобороны России 14.05.2024 г.)
В целях приведения нормативной правовой базы Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с требованиями действующего законодательства, Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации разработан проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082" (далее - проект указа).
Предметом правового регулирования проекта указа являются отношения, возникающие при оформлении (переоформлении) и прекращении допуска должностным лицам и гражданам Российской Федерации к государственной тайне в Минобороны России, в подведомственных Минобороны России органах и организациях.
Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (далее - Инструкция), Минобороны России было наделено полномочиями принимать с учетом специфики решаемых задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне по согласованию с ФСБ России.
В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. N 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (далее - Правила) вышеуказанная Инструкция признана утратившей силу, а федеральные органы исполнительной власти, в том числе Минобороны России, полномочиями по изданию ведомственных инструкций, регламентирующих порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, не наделены.
В настоящее время в Правилах не учтены особенности допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации в Минобороны России, подведомственных органах и организациях, следующей категории должностных лиц и граждан:
личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников Вооруженных Сил), в том числе с учетом особенностей назначения на должности (прохождения военной службы, работы, службы) в центральных органах военного управления, а также в воинских частях, сформированных по временному штатно-должностному расчету;
граждан Российской Федерации, поступающих на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание офицера, а также на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) (через пункты отбора на военную службу по контракту или военные комиссариаты по месту воинского учета граждан);
граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, изъявивших желание поступить в мобилизационный людской резерв;
граждан Российской Федерации, не находящихся на военной службе и подлежащих призыву на военную службу на основании соответствующих расчетов, разработанных Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военные сборы;
студентов военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, осуществляющих подготовку в интересах Минобороны России офицеров кадра (офицеров, сержантов, солдат запаса), в том числе имеющих основания для отказа в допуске к государственной тайне;
должностных лиц и граждан, назначаемых на должности главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и руководителей представительств Минобороны России за рубежом при министерствах (ведомствах) иностранных государств или международных организациях;
кандидатов для поступления в военные образовательные организации высшего образования Минобороны России, в том числе имеющих основания для отказа в допуске к государственной тайне;
кандидатов для поступления в высшие военные образовательные организации высшего образования Минобороны России, поступающих от организаций, не подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (ФСБ России, МВД России, Росгвардия и т.п.);
должностных лиц экипажей кораблей (подводных лодок, судов) содержащихся на отдельных штатах, в том числе при длительном нахождении (более 1 года) кораблей (подводных лодок, судов) в ремонте (на модернизации) на судостроительных предприятиях.
В Правилах не учтены особенности получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в рамках приказа Минздрава России от 26 августа 2011 г. N 989н), а также прохождения обязательного психиатрического освидетельствования для осуществления длительности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в рамках приказа Минздрава России от 20 мая 2022 г. N 342н) в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на значительном удалении (более 200 км) от медицинских организаций, в том числе имеющих лицензированных специалистов на осуществление медицинской деятельности по специальностям "психиатрия", психиатрия-наркология", "неврология".
Кроме того, с учетом проведения специальной военной операции требуется уточнение отдельных вопросов в порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне подлежащих призыву (поступающих) на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, предназначенных в специальные формирования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны в рамках исполнения Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852, а также должностных лиц и граждан в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения, в военное время (в том числе в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий).
Пунктом 1 Правил установлено, что федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные акты регламентирующие отдельные вопросы допуска граждан к государственной тайне в этих и подведомственных им органах и организациях, по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В целях уточнения компетенций Минобороны России по вопросам допуска и доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне с учетом специфики задач, решаемых Минобороны России, предлагается дополнить пункт 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, подпунктом 49 следующего содержания:
"49) определяет по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации порядок, регламентирующий отдельные вопросы оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне в Минобороны России, подведомственных Минобороны России органах и организациях в мирное время, в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения и в военное время;".
Проект Указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Во исполнение Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ID проекта 01/03/03-24/00146456) в период с 18 марта по 3 апреля 2024 г. проводилось общественное обсуждение проекта указа. За время общественного обсуждения предложения по проекту указа не поступали.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проект указа размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 18 марта по 25 марта 2024 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (ID проекта 04/14/03-24/00146455). Коррупциогенные факторы не выявлены. За время независимой антикоррупционной экспертизы заключения независимых экспертов не поступали.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Реализация Указа Президента Российской Федерации не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.