Заключение Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(от 23.01.2024)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, ТК РФ), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/10-23/00142916) (далее - официальный сайт).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) на официальном сайте в период с 3 ноября по 1 декабря 2023 года.
По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил N 1318, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 провело публичные консультации по проекту акта в период с 21 по 28 декабря 2023 г., по результатам которых поступило 28 отзывов от заинтересованных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которые не имеют замечаний и предложений по проекту акта, а также позиции от ПАО "Волгоградэнергосбыт", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга",АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р", ПАО "Лукойл", ПАО "МТС", ПАО "Россети", АО "СУЭК", ПАО "ФОРВАРД ЭНЕРГО", Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России", ООО "ЦКС", АО "Челябинский трубопрокатный завод", содержащие замечания и предложения по проекту акта, которые частично учтены в настоящем заключении, изложены в прилагаемой справке и рекомендуются к рассмотрению разработчиком.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке.
В пункте 5.1 сводного отчета отмечено, что целями принятия проекта акта являются уточнение предмета контроля (надзора) за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в целях повышения качества проведения специальной оценки условий труда и наделение государственных инспекторов труда правами при расследовании несчастных случаев с целью принятия мер по сохранению жизни и здоровья работников, предупреждения наступления новых несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам и условиям, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России, отмечая важность обеспечения охраны труда, обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Частью 1 статьи 1 проекта акта предлагается часть 2 статьи 353 ТК РФ изложить в новой редакции, выделив соблюдение организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда в отдельный предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,и законодательства о специальной оценке условий труда.
1.1. Согласно части 1 статьи 6 Закона N 247-ФЗ необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Изложенное означает, что на законодательном уровне закреплена процедура доказательства необходимости регулирующего вмешательства.
В сводном отчете (пункт 3.2) и в пояснительной записке к проекту акта в обоснование наличия регуляторной проблемы отмечается, что в настоящее время в реестре организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда, находится 397 аккредитованных организаций. По сведениям Роструда с 1 января по 1 июля 2023 г. установлено 54 нарушения законодательства о специальной оценке условий труда указанными организациями.
Разработчиком не описывается природа указанных нарушений, а также не указывается причинно-следственная связь между нарушениями, допущенными организациями, осуществляющими специальную оценку условий труда,с приведенными данными по количеству несчастных случаев с тяжелыми последствиями (пункт 3.2 сводного отчета).
В связи с чем разработчику необходимо представить дополнительную аргументацию необходимости введения нового предмета федерального государственного контроля (надзора) - соблюдение организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда.
1.2. Кроме отсутствия аргументации со стороны разработчика о необходимости внесения указанных изменений в часть 2 статьи 353 ТК РФ, отмечаем наличие действующего правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда:
- Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230, деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, отнесена к объекту указанного контроля;
- Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" регламентируются права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда (статья 6), устанавливается требование к аттестации лиц, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда (статья 20), предусматриваются ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (статья 21), и экспертиза качества специальной оценки условий труда (статья 24);
- статьей 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за их нарушение;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2332 утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда.
Помимо представления дополнительной аргументации, указанной в замечании 1.1 настоящего заключения, разработчику предлагается указать причины, по которым он считает данные механизмы недостаточными для регулирования деятельности организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
2. Проектом акта ТК РФ дополняется статьей 357.1, регламентирующей основные права государственных инспекторов труда при расследовании несчастных случаев.
Государственные инспекторы труда при участии в расследовании несчастных случаев в соответствии с частью 2 статьи 229 ТК РФ (несчастный случай (в том числе групповой), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом) или расследовании несчастных случаев в соответствии с требованиями статьи 229.3 ТК РФ (проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда) наделяются правами:
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанными правами государственные инспекторы труда наделены в силу статьи 357 ТК РФ в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с подпунктом 8 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу.
Разработчик, проектируя статью 357.1 ТК РФ, подменяет проведение контрольных (надзорных) мероприятий процедурой расследования несчастных случаев (глава 36.1 ТК РФ), что не отвечает принципу системности (статья 7 Закона N 247-ФЗ), означающему, что обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
Кроме того, расследование несчастных случаев производится по специальной процедуре, детально регламентированной главой 36.1 ТК РФ, закрепляющей за государственным инспектором труда широкие полномочия как за членом комиссии по расследованию несчастного случая, так и за лицом, единолично расследующим несчастные случаи.
В связи с чем часть 2 статьи 1 проекта акта подлежит исключению.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта не устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.