Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 406н "О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (далее соответственно - проект акта, Порядок подачи деклараций, Порядок формирования и ведения реестра деклараций), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/10-23/00143123) (далее - официальный сайт).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) на официальном сайте в период с 3 по 24 ноября 2023 года.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке в соответствии с реализацией полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).
В пункте 5.1 сводного отчета отмечено, что целью принятия проекта акта является объединение всей информации о проведении специальной оценки условий труда в рамках одной государственной информационной системы.
Проект акта предусматривает возможность подачи работодателем декларации посредством "заполнения формы декларации в личном кабинете индивидуального предпринимателя, юридического лица, расположенном на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: lkot.mintrud.gov.ru",и размещения реестра деклараций в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Действующая редакция пункта 3 Порядка подачи деклараций определяет, что декларация может быть подана работодателем в форме электронного документа посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.
Проектом акта в пункт 3 Порядка подачи деклараций вносится изменение, согласно которому декларация может быть подана работодателем посредством заполнения формы декларации в личном кабинете индивидуального предпринимателя, юридического лица, расположенном на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: lkot.mintrud.gov.ru.
Обращаем внимание, что действующее законодательство в анализируемой сфере не определяет понятие "личный кабинет индивидуального предпринимателя, юридического лица", а также не возлагает обязанности на работодателя иметь указанный кабинет.
Если речь идет о личном кабинете работодателя по охране труда, законодательное закрепление которого планируется разработчиком в рамках проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, ТК РФ)*(1), то проектируемая статья 217.1 ТК РФ определяет, что личный кабинет работодателя по охране труда - информационный ресурс на базе предусмотренной законодательством о специальной оценке условий труда информационной системы, который размещен в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики информативно-правовому регулированию в сфере труда, порядок ведения которого обеспечивается и устанавливается указанным органом с учетом требований ТК РФ. В случаях, предусмотренных ТК РФ, личный кабинет работодателя по охране труда может быть использован непосредственно самим работодателем и (или) уполномоченным им представителем, первичной профсоюзной организацией, а также уполномоченными федеральными органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных ТК РФ.
Таким образом, проектируемая законопроектом статья 217.1 ТК РФ не обязывает работодателей иметь ни "личный кабинет индивидуального предпринимателя, юридического лица", ни личный кабинет работодателя по охране труда, в связи с чем ограничение возможности подачи деклараций в форме электронного документа исключительно указанным кабинетом не может быть поддержано.
Кроме того, Минэкономразвития России письмом от 4 декабря 2023 г. N 44868-АХ/Д04и не согласовало законопроект, указав в том числе, что введение в ТК РФ нормы о личном кабинете по охране труда разработчиком достаточно не обосновано.
В связи с чем разработка проекта акта в части изменений, направленных на изменение способа подачи деклараций исключительно посредством личного кабинета работодателя по охране труда (личного кабинета индивидуального предпринимателя, юридического лица) до его законодательного закрепления, является преждевременной.
2. Как отмечено выше, целью принятия проекта акта является объединение всей информации о проведении специальной оценки условий труда в рамках одной государственной информационной системы, в том числе размещение реестра деклараций во ФГИС СОУТ.
Проектом акта пункт 2 Порядка формирования и ведения реестра деклараций излагается в новой редакции, согласно которой реестр деклараций располагается во ФГИС СОУТ.
Статья 18 Закона N 426-ФЗ регламентирует основы функционирования ФГИС СОУТ.
Часть 2 статьи 18 Закона N 426-ФЗ определяет объекты учета ФГИС СОУТ (сведения, которые в ней размещаются), в перечень которых не входят ни декларации, ни реестр деклараций.
В силу абзаца "и" подпункта 2 части 2 статьи 18 Закона N 426-ФЗ во ФГИС СОУТ подлежат учету решения о прекращении действия декларации, которые в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона N 426-ФЗ принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 указанной статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций.
Таким образом, Закон N 426-ФЗ не предусматривает расположение реестра деклараций во ФГИС СОУТ.
3. Дополнительно сообщаем, что проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ в отношении положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, предусмотрены особенности вступления в силу: положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем проект акта не учитывает обозначенные нормативные обстоятельства и их особенности, а также предписания поручения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 4366-П36-ДГ (далее - поручение).
Проект акта следует привести в соответствие с указанными нормами с учетом пункта 3 поручения.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
-------------------------------------------
*(1) Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" направлен Минтрудом России в Минэкономразвития России в рамках согласительных процедур письмом от 14 ноября 2023 г. N 15-1/10/В-17970.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.