Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047"
(подготовлен Минтрансом России 24.05.2024 г.)
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА АКТА
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047" (далее - проект постановления, Положение) подготовлен Минтрансом России в целях наделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) полномочиями по осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, деятельность которых в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта не являлась объектом контроля.
Также проектом постановления предусматривается внесение изменений в подраздел "Меры стимулирования добросовестности" раздела III Положения, предусматривающие более широкие, чем установленные в действующей редакции, меры стимулирования добросовестности, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
По результатам проведенного анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, требуется разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047".
В настоящее время осуществление Ространснадзором контрольных (надзорных) мероприятий регламентируется Положением.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и подпунктом "а" пункта 2 Положения предметом федерального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области безопасности торгового мореплавания, безопасности внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Пунктом 7 Положения установлен перечень видов деятельности в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (объекты контроля), осуществляемые контролируемыми лицами, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем четвертым статьи 3 КВВТ и абзацем вторым статьи 2 КТМ под понятиями "судоходство" и "торговое мореплавание" понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, в том числе, таких грузов, которые по своим физико-химическим характеристикам не являются опасными и/или вредными. К такой деятельности, имеющей наиболее массовый характер, в частности, относится перевозка нерудных строительных материалов (песок, гравий, нерудные строительные материалы и др.), перевозка металлоизделий и железобетонных конструкций, контейнерные перевозки и т.д.
Кроме того подпунктом "а" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 Приложения N 1 к Положению установлено, что деятельность по перевозке грузов, которые по своим физико-техническим характеристикам не являются опасными, отнесена к группам тяжести "Б" и "В" соответственно. Различие в группах тяжести состоит в том, что указанная деятельность может осуществляться без использования маломерных судов или с использованием таковых.
Принятие проекта постановления будет способствовать установлению со стороны Ространснадзора контроля за исполнением субъектами морского и внутреннего водного транспорта, осуществляющими перевозки не опасных грузов, обязательных требований по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях и торгового мореплавания.
Кроме того, согласно части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и оформления его результатов.
В связи с тем, что деятельность судовладельца по перевозке грузов, не являющихся опасными, не является объектом контроля в отношении таких судовладельцев не могут быть проведены плановые или внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, по итогам которых должностными лицами Ространснадзора могли бы быть приняты меры к устранению нарушений обязательных требований.
Одновременно с этим складывается ситуация, при которой должностные лица Ространснадзора, в рамках расследования транспортного происшествия на морском или внутреннем водном транспорте (аварии, очень серьезной аварии) или после его проведения и установления фактов нарушений обязательных требований со стороны судовладельца, не имеют оснований на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, в связи с тем, что деятельность судовладельца не является объектом контроля. Стоит отметить, что указанные случаи отмечались в 2023 году в Уральском и Сибирском федеральном округах
В связи с отсутствием установленных полномочий проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий также не представлялось возможным при поступлении требований следственных органов, а также органов транспортной прокуратуры.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 КТМ и подпунктом "б" пункта 2 Положения предметом федерального контроля является соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту. При этом законодательство Российской Федерации в области торгового мореплавания и изданные в его исполнение нормативные правовые акты не устанавливают перечень мероприятий, на осуществление которых направлена деятельность капитана морского порта по обеспечению безопасности судоходства и порядка в порту.
Принятие проекта Постановления позволит установить предметный контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту.
Принятие проекта Постановления также будет способствовать применению более широких мер нематериального поощрения контролируемых лиц, добровольно исполняющих установленные в отношении них международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании и внутреннем водном транспорте и иными нормативными правовыми актами обязательные требования. Аналогичные меры стимулирования добросовестности установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 991.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В силу действующего законодательства проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку грузов, которые по своим физико-химическим характеристикам не являются опасными и/или вредными, не представляется возможным.
В целях реализации Ространснадзором контрольных полномочий в отношении субъектов, осуществляющих любую перевозочную деятельность в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, предлагается внесение изменений в подпункт "б" пункта 7 Положения.
Предлагаемые изменения в пункт 7 Положения внесены в целях приведения объектов контроля терминологии, установленной КВВТ и КТМ.
Предлагаемые изменения в Положение в части мер стимулирования добросовестности окажут положительный эффект на деловую репутацию хозяйствующего субъекта и будут способствовать более широкому побуждению контролируемых лиц к исполнению обязательных требований.
4. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проект постановления будет размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru с целью проведения публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Издание проекта постановления позволит Ространснадзору распространить проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, деятельность которых не подлежала контролю в силу действующего законодательства в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект постановления подлежит согласованию Ространснадзором, Росрыболовством и Минэкономразвития России.
10. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.