Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 25.05.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2022 г. N ДЧ-П8-15233 (пункт 9), данным во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. от 25 августа 2022 г. N Пр-1496 (подпункт "б" пункта 2) по итогам заседания пленарного форума "Сильные идеи для нового времени" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" 20 июля 2022 г., а также поручением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2023 г. N 9249-П44-ДЧ (пункт 8), данным во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. от 25 августа 2023 г. N Пр-1676 (пункт 3) по итогам пленарного заседания форума "Сильные идеи нового времени" 29 июня 2023 г.
Целью законопроекта является обеспечение правового регулирования создания системы туристских троп в Российской Федерации (межрегионального, регионального, муниципального значения, туристские тропы в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, национальные туристские тропы), в том числе создания условий для формирования единообразных правил обустройства и использования туристских троп, обеспечения таких троп объектами сопутствующего сервиса, введение соответствующего понятийного аппарата, касающегося туристических троп, а также установление полномочий органов публичной власти по утверждению требований к созданию, управлению, маркировке и включению туристических троп в единый перечень туристских троп, к составу и содержанию паспорта туристической тропы, а также порядка его разработки и согласования.
В Российской Федерации природные территории выступают важнейшим туристским ресурсом, и его правильное использование и продвижение получает приоритетную актуальность в связи с вопросами стимулирования внутреннего туризма.
На фоне меняющегося образа жизни, социально-экономических условий и взаимоотношений в системе "человек - окружающая среда" представляется, что развитие системы туристских троп в Российской Федерации является одним из важнейших направлений устойчивого развития туризма.
Туристские тропы существуют по всему миру, они объединяют все разнообразие интересов: активный туризм, паломничество, спорт, экстрим, экологию, гастрономию, оздоровление, просто отдых и развлечения. В одних странах они пересекают всю страну от края до края, а в других создают плотную разветвленную сеть.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет единой системы туристских троп, отсутствует единое регулирование создания и управления туристскими тропами, что приводит к неэффективному использованию ресурсов, не позволяет экономически развивать экологический туризм на территории Российской Федерации.
Развитие системы туристских троп и обеспечение условий для их создания и эксплуатации оказывает положительное влияние на развитие экологически безопасного и устойчивого туризма на природных территориях.
Создание системы туристских троп и введение правового регулирования в отношении туристских троп направлено на достижение следующих целей:
оздоровление населения;
приоритет природоохранной специфики и антропогенной нагрузки на территорию;
минимизация негативного воздействия на природные экологические системы;
природоохранное обустройство территорий (троп);
создание условий для развития эколого-просветительской,научно-познавательной, рекреационной, туристической и инвестиционной деятельности.
Для достижения указанных целей законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов.
Так, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в Земельный кодекс Российской Федерации и в Лесной кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить туристскую тропу в качестве объекта туристских ресурсов, имеющего маркировку и предназначенного для пешего, велосипедного, лыжного или конного (верхом) вида передвижения, включающего в себя на отдельных частях или по всей протяженности элементы благоустройства, а также при наличии некапитальные строения, сооружения, расположенные на землях, земельных участках, водных объектах либо поверхностях искусственных сооружений в границах соответствующей территории.
Законопроектом предусматривается определенные правила создания туристической тропы. Так, предлагается следующий алгоритм:
1) Разработка и утверждение паспорта туристской тропы.
2) Оформление прав на земельные участки в целях размещения туристской тропы (право аренды, использование без предоставления, установление сервитута, публичного сервитута).
3) Создание туристской тропы.
4) Внесение сведений о туристской тропе в единый перечень туристских троп по результатам создания тропы. Ведение перечня будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
5) Управление туристской тропой. Законопроектом предусматривается, что содержание туристской тропы обеспечивает оператор туристской тропы, осуществляющий функции по управлению такой тропой. При этом оператора туристской тропы будет определять лицо, которое утвердило паспорт туристской тропы.
Законопроектом также предлагаются изменения, направленные на обеспечение возможности использования земельных участков, в том числе лесных участков, для размещения туристских троп. Так, в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предлагается предусмотреть возможность размещения туристских троп путем использования земельных участков без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута (глава V.6. ЗК РФ), а также с установлением сервитута на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности (глава V.3 ЗК РФ), и установлением публичного сервитута (статья 23 ЗК РФ).
Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в целях создания и управления туристскими тропами, осуществляется обладателем публичного сервитута в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 39.46 ЗК РФ. Передвижение по туристской тропе (части туристской тропы), размещаемой на земельных участках, землях, в отношении которых установлен публичный сервитут, осуществляется бесплатно.
Законопроект также предусматривает различные порядки создания туристских троп на особо охраняемых природных территориях. Утверждение паспорта туристской тропы, размещение которой планируется исключительно на особо охраняемой природной территории, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или государственной научной организацией и государственной образовательной организацией высшего образования, в ведении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Порядок создания и (или) управления туристской тропой, частично пролегающей по территории особо охраняемой природной территории, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается предусмотреть возможность размещения туристских троп на землях сельскохозяйственного назначения. При этом паспорт туристской тропы до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере агропромышленного комплекса, в случае, если размещение тропы планируется на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден перечень элементов благоустройства, некапитальных строений и сооружений, которые могут входить в состав туристской тропы, а также требования к их размещению с учетом категории земель (на землях сельскохозяйственного назначения будут установлены особенности размещения определенных объектов).
В Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предлагается предусмотреть возможность использования лесов в рекреационных целях, в целях создания и (или) управления туристскими тропами без предоставления лесного участка, если в указанных целях не осуществляется рубка лесных насаждений и (или) строительство объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений.
Подход, предложенный в отношении лесных участков, уже существует в законодательстве и применяется в отношении осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 36 ЛК РФ), для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) (статья 38 ЛК РФ), для осуществления рыболовства (статья 38.1 ЛК РФ), осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ), для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК РФ).
Указанные изменения в части использования земельных участков позволят не использовать длительные и дорогостоящие процедуры исключительно в целях создания обустроенных троп и предоставления возможности гражданам передвигаться по таким тропам, в том числе по лесу, что в свою очередь позволит создать условия для развития системы туристских троп на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит обеспечить развитие устойчивого туризма в Российской Федерации путем развития системы туристских троп и сопутствующих объектов надлежащего качества, повысить уровень предоставляемых туристических услуг, обеспечить минимизацию негативного воздействия на природные экологические системы, создать условия для развития эколого-просветительской, научно-познавательной и рекреационной деятельности малого и среднего бизнеса.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен принятием перечня нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.