Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"
(подготовлен Минтрансом России 22.05.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования отношений, связанных с использованием Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система).
Перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2014 г. N Пр-1628 поставлена задача по развитию системы и ее использованию в интересах других информационно-навигационных комплексов и систем.
В настоящее время активно прорабатываются вопросы использования системы:
для мониторинга движения и состояния различных видов транспортных средств и техники (например, беспилотных воздушных судов, легких и сверхлегких гражданских воздушных судов, маломерных судов, транспортных средств категорий М2 и М3, транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, транспортирования отходов производства и потребления, транспортных средств, осуществляющих заготовку, транспортировку древесины, электрических средств индивидуальной мобильности, техники, используемой для тушения лесных пожаров);
в целях регулирования скорости передвижения средств индивидуальной мобильности в пешеходных и иных медленных зонах;
для получения информации о происшествиях с различными типами маломерных судов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации с функцией вызова экстренных оперативных служб;
для получения информации и аварийного оповещения об аварийной ситуации с легкими и сверхлегкими воздушными судами;
для обеспечения сбора и обработки телеметрической информации, формируемой системами контроля состояния водителя.
Для реализации указанных выше новаций требуется дополнительное регулирование вопросов взаимодействия системы с информационными системами - источниками и потребителями информации, а также с заинтересованными органами власти, производителями и владельцами транспортных средств, а также другими возможными участниками отношений.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить возможность использования системы для сбора, обработки, хранения и передачи навигационной информации, телематических данных, поступающих от транспортных средств различных видов, не являющейся транспортным средством техники, а также маломерных судов, беспилотных воздушных судов, легких и сверхлегких гражданских воздушных судов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации.
Для этого представляется необходимым, в частности, изменить описание функционала системы, имея в виду использование ресурсов системы не только для экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия, но и для регулярного анализа текущей навигационной информации в различных отраслях экономики.
Также предлагается расширить перечень информации, содержащейся в системе, включив в него:
информацию о местоположении границ объектов местности, относящихся к улицам и (или) дорогам, границ земель населенных пунктов, территорий общего пользования, особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, зон с особыми условиями использования территорий, иных объектов, территорий и (или) зон;
информацию об оснащенных аппаратурой спутниковой навигации транспортных средствах и технике (идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации, государственные регистрационные знаки (при их наличии), идентификационные номера (VIN) (при их наличии), номера кузовов, марки, модели, цвета транспортных средств и техники);
навигационную информацию, телематические данные, используемые для мониторинга движения и состояния транспортных средств, судов и техники.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями в части установления порядка получения, обработки, хранения и передачи навигационной информации, телематических данных, используемых для мониторинга движения и состояния транспортных средств, судов и техники.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Вместе с тем законопроект содержит положения об обязанности производителей транспортных средств, маломерных судов и техники, владельцев и эксплуатантов легких и сверхлегких воздушных судов, собственников транспортных средств предоставлять информацию в целях идентификации в системе аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортных средствах, судах и технике в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом не устанавливаются соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительные расходы, покрываемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет изменение финансовых обязательств государства и дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Порядок вступления в силу законопроекта определен в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.