Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об ограничении предмета федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и определении перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках такого контроля (надзора) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(подготовлен Минтрансом России 28.05.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта.
В адрес Минтранса России поступило письмо заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.В. Проходцева от 12 октября 2023 г. N АП-13/3-729 о рассмотрении вопроса об издании нормативного акта о временном ограничении федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и определении перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках такого контроля (надзора) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. NN 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ особенности организации и осуществления в 2023-2026 годах видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области обязательных требований могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, вправе ограничить предмет вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля и определить перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках такого вида контроля (надзора).
Проект приказа Минтранса России "Об ограничении предмета федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и определении перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках такого контроля (надзора) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - проект приказа) разработан на основании пунктов 1, 2 и подпункта 5.2.550 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, с целью временного (до 1 января 2026 г.) исключения возможности привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства категорий M2, M3 и транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, за несоблюдение обязательных и лицензионных требований в части оснащения транспортных средств в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в связи с необходимостью обеспечения выполнения положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость введения правового регулирования.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей" 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" особенности осуществления навигационной деятельности в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются актом Правительства Российской Федерации, информацией об утверждении которого Минтранс России не располагает.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 22-ФЗ установлено, что транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616, лицензионными требованиями являются в том числе допуск к лицензируемому виду деятельности автобусов лицензиата, оснащенных в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с частью 8 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Плата), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504, указанные грузовые транспортные средства в целях внесения Платы могут оснащаться бортовыми устройствами системы взимания Платы.
Такие устройства в силу требований пунктов 1 и 2, подпункта "а" пункта 7, пунктов 34 и 36 приложения 1 к указанным правилам в своей работе используют технологии спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В случае выявления уполномоченными должностными лицами Ространснадзора нарушения лицензионных требований, а также обязательных требований к осуществлению проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, принимаются решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями статьей 12.213, 3 и 4 статьи 14.1.2, частями 2 и 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 247-ФЗ, обязательные требования должны быть исполнимыми.
По информации Ространснадзора и оператора системы взимания Платы в настоящее время соблюдение указанных выше лицензионных требований, а также обеспечение стабильной работы бортовых устройств этой системы крайне затруднительно из-за неустойчивого функционирования мобильной связи и сигналов систем спутниковой навигации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - Система) оператором системы является АО "ГЛОНАСС".
По информации АО "ГЛОНАСС" в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216 "Об утверждении правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" в системе идентифицировано 9 транспортных средств (из них 5 - категории М3, 4 - категории N3), зарегистрированных в новых субъектах Российской Федерации.
При этом в настоящее время АО "ГЛОНАСС" не может получать навигационную информацию от аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортных средствах, во время их нахождения на территории новых субъектов Российской Федерации.
Кроме того, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей отсутствует сеть мастерских по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, имеющих лицензию на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - лицензия ФСБ России).
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Анализ практики применения обязательных и лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами и к перевозкам опасных грузов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области позволил выявить следующие проблемы:
1. Отсутствие технической возможности у оператора Системы и оператора системы взимания Платы получать навигационную информацию от аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортных средствах, во время их нахождения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
2. Отсутствие на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей сети мастерских по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, имеющих лицензию ФСБ России.
3. Влияние масштабного действия, предположительно, средств радиоэлектронной борьбы на стабильный прием сигналов сетей спутниковой навигации.
Для решения указанных проблем предлагается ограничить до 1 января 2026 г. предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территориях новых субъектов Российской Федерации в части соблюдения:
а).обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами в части касающейся оснащения автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
в) обязательных требований к перевозкам опасных грузов в части касающейся оснащения транспортных средств категорий N2 и N3, используемых для перевозки опасных грузов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
г) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);
д) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, в части организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;
е) обязательных требований к осуществлению проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся,или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Данное решение позволит временно (до 1 января 2026 г.) исключить возможность привлечения физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства категорий M2, M3 и транспортные средства категорий N2 и N3, используемые для перевозки опасных грузов, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской областей, за несоблюдение обязательных и лицензионных требований в части оснащения транспортных средств в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также транспортных средств категории N3 за несоблюдение обязательных требований к осуществлению проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Указанный срок может быть использован для:
проработки АО "ГЛОНАСС" вопроса заключения договоров роуминга с операторами связи на территории новых субъектов Российской Федерации, перечень которых получен оператором системы от Роскомнадзора, по согласованным с ФСБ России схемам организации связи;
развития на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей сети мастерских по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, имеющих лицензию ФСБ России.
Принятие проекта приказа не приведет к увеличению расходов федерального и муниципальных бюджетов, направлено на снижение рисков при принятии решений об инвестициях со стороны коммерческих организаций, государства и организаций с государственным участием, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Также по истечению данного срока возможна стабилизация функционирования устройств, работа которых основана на приеме сигналов систем спутниковой навигации.
Принятие проекта приказа не приведет к увеличению расходов федерального и муниципальных бюджетов, направлено на снижение рисков при принятии решений об инвестициях со стороны коммерческих организаций, государства и организаций с государственным участием, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие проекта приказа позволит до 1 января 2026 г.:
обеспечить выполнение положения части 1 статьи 9 Федерального закона N 247-ФЗ по исполнению физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных и лицензионных требований в части оснащения транспортных средств в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей;
операторам Системы и системы взимания Платы организовать получение навигационной информации от аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортных средствах, во время их нахождения на территории новых субъектов Российской Федерации;
мастерским по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, осуществляющим или планирующим осуществлять деятельность на территории новых субъектов Российской Федерации, получить лицензию ФСБ России.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация приказа не предполагает увеличения численности и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта приказа влечет за собой временное сокращение (до 1 января 2026 г.) объема полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Принятие проекта приказа не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращение доходной части соответствующих бюджетов.
Согласно резолюции Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко на письмо директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации Е.Боженовой, Правительством Российской Федерации поддержана изложенная в письме Минэкономразвития от 10 ноября 2022 г. N 42931-АХ/Д26и позиция об отсутствии необходимости проведения оценки регулирующего воздействия, а также рассмотрения рабочими группами при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы и подкомиссией нормативных правовых актов, не содержащих новых обязательных требований по сравнению с имеющимся в Российской Федерации правовым регулированием и принимающихся в том числе для интеграции действующих обязательных требований без введения избыточных обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Таким образом, в отношении федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования отдельных правоотношений на территориях новых субъектов Российской Федерации не должны применяться положения статьи 3 Федерального закона от 31 июня 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
Проект приказа согласован Ространснадзором письмом от 28 декабря 2023 г. N АП-13/3-902 с замечанием, которое принято во внимание и учтено в итоговой редакции приказа.
Проект приказа согласован МВД России письмом от 10 января 2024 г. N 1/36 без замечаний.
Проект приказа согласован Минэкономразвития России письмом от 2 февраля 2024 г. N 3010-АХ/Д24и-дсп с замечаниями, которые приняты во внимание и учтены в итоговой редакции приказа.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа временно ограничивает (до 1 января 2026 г.) предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в части соблюдения обязательных и лицензионных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках административных процедур, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.