Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179"
(подготовлен МЧС России 27.05.2024 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179" (далее - проект указа) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2023 г. N МД-П4-648с, данного по итогам доклада Президенту Российской Федерации о реализации протокола Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу внесения в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение населения средствами индивидуальной защиты с учетом современных вызовов и угроз при проведении специальной военной операции.
Необходимость совершенствования механизмов обеспечения населения средствами индивидуальной защиты определена Планом реализации Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. N 401-р.
Современные радиационные, химические и биологические (далее - РХБ) угрозы характеризуются ликвидацией значительных запасов химического оружия и снижением вероятности его применения по населению в ходе военных конфликтов. Вместе с тем остается высоким риск поражения населения при авариях на РХБ опасных объектах, а также при осуществлении террористических актов в местах массового пребывания людей.
Поэтому одним из направлений деятельности МЧС России является совершенствование механизмов предоставления населению, проживающему в зонах возможного РХБ поражения, средств индивидуальной защиты, а также обеспечение возможности гражданам самостоятельно приобретать средства индивидуальной защиты для обеспечения личной безопасности.
Однако самостоятельному приобретению населением средств, обеспечивающих комплексную защиту от РХБ опасностей, в том числе от боевых отравляющих веществ, препятствуют ограничения на их свободную реализацию, установленные Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (далее - Указ Президента Российской Федерации) и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (далее - постановление N 959).
При этом федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о применении продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, а именно средств защиты от боевых отравляющих веществ и нормативно-технической документации на их производство и использование определено Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 (далее - Положение о накоплении запасов), содержание в целях гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено исключительно к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Абзацем 4 пункта 3 Положения о накоплении запасов установлено, что запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320), обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
При этом обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
организациями - работников этих организаций.
Разработанный проект указа предусматривает внесение изменения в перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, направленного на исключение из данного перечня гражданских противогазов для взрослого населения и детей от 1,5 до 15 лет, а также фильтрующих средств защиты для детей до 1,5 лет и нормативно-технической документации на их производство и использование (далее - гражданские противогазы и фильтрующие средства защиты).
В целях реализации проекта указа потребуется внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" в части исключения из перечня продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, гражданских противогазов и фильтрующих средств защиты.
Проект указа согласован Минобороны России письмом от 3 апреля 2024 г. N 307/521 и Минфином России письмом от 16 мая 2024 г. N 10-06-08/44897.
Согласно заключению Минэкономразвития России от 9 февраля 2024 г. N Д26и-3774 проведение оценки регулирующего воздействия не требуется в связи с тем, что проект указа не регулирует отношения, установленные пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Для установления порядка реализации гражданских противогазов и фильтрующих средств защиты потребуется разработка нового постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего порядок их реализации, а также организацию контроля за его соблюдением.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта указа не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.