Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. N 2411"
(подготовлен Минпромторгом России 30.05.2024 г.)
Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 г. N 2411" (далее - проект постановления).
Проект постановления подготовлен в соответствии с пунктом 19 Плана первоочередных мероприятий, направленных на повышение доли российской строительно-дорожной техники на внутреннем рынке, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 21819-П9-МД.
В настоящее время в отношении продукции станкоинструментальной промышленности реализуется постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2022 N 2411 "Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд,а также для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 2411).
С учетом условий, сложившихся на российском рынке специализированной техники в 2022-2023 годах, российские предприятия, выпускающие строительно-дорожную технику, активно наращивают объемы производства, концентрируясь на реализации проектов, направленных на обеспечение технологической независимости и обороноспособности страны. С этой целью осуществляется разработка и организация производства современных моделей техники и компонентов к ней.
Кроме того, предприятия производят технику для реализации национальных проектов, направленных на повышение качества жизни населения. Одним из таких проектов является "Безопасные качественные дороги", в рамках которого за счет строительно-дорожной техники реализуется создание и развитие транспортной инфраструктуры, включая автодороги, мосты и тоннели, соответствующие современным стандартам безопасности и комфорта для водителей и пешеходов.
Еще одним важным национальным проектом, на реализацию которого направлены усилия предприятий строительно-дорожного машиностроения, является "Жилье и городская среда", направленный на строительство современного жилья,а также реконструкцию и благоустройство городских территорий.
Необходимо отметить, что рынок строительно-дорожной техники в Российской Федерации за последние 3 года вырос в 2,3 раза (с 223,8 млрд рублей в 2020 году до 524,5 млрд рублей - в 2023 году).
В условиях, характеризующихся необходимостью обеспечения задач оборонного комплекса, а также резким увеличением спроса на технику, предприятия активно инвестируют в собственное производство. Строятся новые цеха, приобретаются станки и оборудование, в целях увеличения объема выпуска и расширения линейки продукции. Так с 2021 года по 2025 год объем инвестиций по ключевым предприятиям, производящим строительно-дорожную технику, составляет более 55 млрд. рублей.
Отсутствие авансирования при заключении государственных контрактов приводит к необходимости привлечения предприятиями заемного оборотного финансирования, стоимость которого в настоящее время составляет порядка 1,5 - 2,0 % в месяц. Учитывая, что средний срок исполнения государственного контракта составляет 6 месяцев, стоимость проекта, предполагающего использование строительно-дорожной техники, для государственного заказчика с учетом указанных обстоятельств увеличивается на 9 -12 %.
Кроме того, необходимость авансирования обуславливает сформировавшаяся цепочка взаимоотношений между производителями техники и поставщиками компонентов на основе предоплаты. Такой формат работы позволяет сохранять гарантии по стоимости, срокам поставки и качеству. В случае, когда государственный контракт реализуется без авансирования, такая поставка не соответствует текущей форме взаимодействия между машиностроительными предприятиями, что приводит к рискам несвоевременного исполнения принятых по государственному контракту обязательств.
В этой связи проектом постановления предусматривается распространение постановления N 2411 в отношении строительно-дорожной техники с целью обеспечения на период 2024 - 2026 годов возможности установления при осуществлении государственных закупок данной продукции авансовых платежей в размере не менее 80 % цены государственного контракта в совокупности с установлением требования о казначейском сопровождении таких авансовых платежей.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом постановления изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.