Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 31.05.2024 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1.1. Дорожной карты суперсервиса "Цифровые документы об образовании онлайн", утвержденной протоколом заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29 апреля 2021 г. N 12. Законопроект разработан в соответствии с Целевой моделью суперсервиса "Цифровые документы "Цифровые документы об образовании онлайн", одобренной протоколом заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 29 апреля 2021 г. N 12, а также в целях включения государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и направлен на реализацию следующих задач:
- упрощение процедуры подтверждения уровня образования (квалификации) гражданина в соответствующих жизненных ситуациях;
- снижение ресурсных затрат на процедуры оформления и выдачи документов об образовании и (или) квалификации, документов об обучении;
- минимизация вероятности внесения некорректных сведений в документы об образовании.
Законопроектом предлагается закрепить возможность выдачи документа об образовании и (или) о квалификации и документа об обучении (далее - документ об образовании (обучении)) в форме электронного документа, а также расширить цели ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФРДО) как "реестровой" системы, то есть формирующей документ об образовании (обучении). Законопроектом определяются заказчик, оператор, поставщики, пользователи и обладатель информации ФРДО, а также перечень персональных данных и требования по обеспечению их безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Таким образом, допустимо создание государственных информационных систем в сфере образования, не упомянутых в статье 98 Закона об образовании. Создание государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" (далее - ГИС СЦОС) обеспечит единый подход к организации приема на обучение по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (их частям), организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (их частям) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализацию норм, указанных в Положении о государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 1836 (далее - Положение).
Дополнение статьи 98 Закона об образовании предлагаемыми положениями позволило бы решить нижеуказанные задачи:
1. Расширить возможности образовательных организаций при осуществлении образовательной деятельности, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечить организацию приема на обучение в электронной форме.
2. Сформировать единую платформу сервисов в сфере высшего образования, в том числе для обеспечения реализации суперсервисов "Поступление в вуз онлайн" и "Цифровые документы об образовании".
Для реализации задач ГИС СЦОС необходима интеграция с образовательными платформами и информационными системами организаций, в том числе при организации приема на обучение, организации централизованного учета результатов вступительных испытаний, результатов обучения на онлайн-курсах, по образовательным программам высшего образования и дополнительного профессионального образования. Безусловно, подобная интеграция включает в себя и обмен данными, в том числе персональными данными обучающихся. Следовательно, необходимо обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Функции оператора ГИС СЦОС осуществляет Минобрнауки России. Соответственно, интеграция ГИС СЦОС с образовательными платформами и информационными системами организаций потребует от последних законного основания для предоставления персональных данных обучающихся Минобрнауки России. Таким основанием может являться основание, закрепленное в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а именно необходимость достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, включение в статью 98 Закона об образовании положений о ГИС СЦОС позволит обеспечить законность обработки персональных данных обучающихся при интеграции ГИС СЦОС с образовательными платформами и информационными системами организаций.
Настоящий законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте присутствуют требования, которые связаны с осуществлением экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1836 "Положение о государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";
4. Приказ Рособрнадзора от 11 июня 2021 г. N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
5. постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
6) приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 июля 2021 г. N 670 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов";
7) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2013 г. N 634н "Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов";
8) приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 1332 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов об окончании ассистентуры-стажировки, приложений к ним и их дубликатов";
9) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05 октября 2020 г. N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
10) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14 октября 2022 г. N 906 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов";
11) приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств";
12) приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.