Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 31.05.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях рационального использования источников статистической информации о трудовой миграции и сокращения нагрузки на респондентов.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Положение об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 (далее - Положение).
Положением предусмотрено проведение 11 статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам с разной периодичностью проведения, одним из которых является выборочное наблюдение использования труда мигрантов (далее - ВНТМ), которое организовано с целью формирования официальной статистической информации, характеризующей распространенность и масштабы привлечения на работу трудовых мигрантов домохозяйствами и предпринимателями, положение на рынке труда населения в возрасте 15 лет и старше в зависимости от миграционного статуса.
С 2021 года в соответствии с руководящими принципами в отношении статистики международной трудовой миграции, принятыми 20-й Международной конференцией статистиков труда, информация о миграционном статусе населения в возрасте 15 лет и старше ежегодно разрабатывается Росстатом в рамках проведения выборочного обследования рабочей силы (далее - ОРС), что частично поглощает часть задач, решаемых в ходе ВНТМ.
ВНТМ проводилось с 2014 года 1 раз в 5 лет в апреле, мае, августе, сентябре как дополнительный модуль к ОРС с использованием выборочной совокупности ОРС.
К особенностям ВНТМ относится то, что итоги обследования отражают именно число случаев (распространенность) привлечения на работу трудовых мигрантов (как иностранных, так и российских), а не их численность. Данные по наблюдению собираются от членов домохозяйств, привлекавших трудовых мигрантов, а не от самих мигрантов. Таким образом, с одной стороны, полученная информация характеризует только один сегмент иностранной трудовой миграции - тех, кто работает в домохозяйствах, с другой - характеристики мигрантов являются оценочными показателями третьих лиц, а именно их нанимателей - членов обследуемых домохозяйств.
Вместе с тем субъектом официального статистического учета по вопросам иностранной трудовой миграции определено МВД России, которое ежеквартально осуществляет сбор, обработку данных и на их основе представление заинтересованным пользователям (в том числе Росстату) сводного отчета по форме N 1-НК (миграция) "Сведения о результатах осуществления контрольно-надзорных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции". Отчет содержит сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, с распределением по видам экономической деятельности, основаниям на осуществление трудовой деятельности, а также данные о надзорно-контрольных мероприятиях, проводимых МВД России. Это позволяет получить представление о ситуации в сфере трудовой миграции как в России в целом, так и отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.
Учитывая наличие данных о миграционном статусе населения, разрабатываемых в рамках ОРС, надежных отчетных данных МВД России о масштабах трудовой миграции, покрывающих потребность заинтересованных пользователей, проведение ВНТМ представляется нецелесообразным и предлагается к отмене.
В этой связи проектом постановления предусматривается признание утратившим силу пункта 1 раздела II приложения к Положению, предусматривающего проведение ВНТМ и внесение корреспондирующих изменений в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, из которого исключается позиция 1.30.22.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация постановления будет осуществлена в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных Росстату на проведение федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторингу экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, в соответствующем календарном году.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.