Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в месте, не являющемся местом перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минфином России 03.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в месте, не являющемся местом перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Многосторонний автомобильный пункт пропуска Забайкальск (далее соответственно - МАПП Забайкальск, пункт пропуска) является одним из востребованных и загруженных пунктов пропуска, расположенном на российско-китайском участке государственной границы.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал, что с 1 января по 30 апреля 2024 г. среднее ежедневное количество перемещаемых через МАПП Забайкальск транспортных средств международной перевозки составило 477 единиц при установленной проектной пропускной способности 280 грузовых транспортных средств*(1).
В целях обеспечения бесперебойного функционирования пункта пропуска грузовое направление МАПП Забайкальск функционирует в круглосуточном режиме.
При этом Минтранс России проводит мероприятия по реконструкции пункта пропуска Забайкальск*(2), по результатам которых ожидается повышение пропускной способности на грузовом направлении в 6 раз (с 280 до 1600 единиц), а также совершенствование технологических процессов за счет технической модернизации пункта пропуска.
Вместе с тем уже в настоящее время имеется потребность увеличения инфраструктурных мощностей, необходимых для организации пропуска через пункт пропуска Забайкальск транспортных средств международной перевозки и проведения контрольных мероприятий в отношении перемещаемых товаров.
При этом в непосредственной близости от пункта пропуска Забайкальск расположен складской комплекс ООО "Континент плюс", на территории которого созданы необходимые условия для совершения операций по государственному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) автомобильным транспортом, их досмотра (осмотра), временного хранения (имеется 200 стояночных мест).
ООО "Континент плюс" включено в реестр владельцев складов временного хранения (далее - СВХ), находится в регионе деятельности Забайкальского таможенного поста Читинской таможни.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств - членов ЕАЭС либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС может осуществляться в иных местах, чем места, указанные в пункте 2 настоящей статьи, в случаях и порядке, определенных в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Проектом постановления предлагается установить на период реконструкции пункта пропуска Забайкальск случай, при котором прибытие в Российскую Федерацию и убытие из Российской Федерации товаров (за исключением животных), ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации автомобильным транспортом через МАПП Забайкальск, допускается на расположенной в непосредственной близости от МАПП Забайкальск территории СВХ ООО "Континент плюс" на участке (кадастровый номер 75:06:080401:110), расположенном по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, поселок городского типа Забайкальск, тер. ТОР Забайкалье, з/у 3, при одновременном соблюдении следующих условий:
отсутствие возможности размещения товаров и транспортных средств, на которых они перемещаются, в зоне таможенного контроля, созданной в пункте пропуска Забайкальск, вследствие ее фактической занятости иными товарами и транспортными средствами либо необходимость при проведении таможенного контроля применения таможенного осмотра, таможенного досмотра и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, при фактической занятости имеющихся в пункте пропуска Забайкальск мест для их проведения;
представление перевозчиком в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль в пункте пропуска Забайкальск, документов и сведений, предусмотренных статьями 89 и 92 ТК ЕАЭС;
проведение пограничного контроля в пункте пропуска Забайкальск.
Принятие проекта постановления позволит значительно увеличить международный грузопоток товаров через российско-китайский участок государственной границы, сократить время совершения операций, связанных с проведением таможенного и иных видов контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через пункт пропуска Забайкальск, а также сократить расходы и временные потери перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности.
Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует актам более высокой силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
-------------------------------------------
*(1) При установленном 12-часовом режиме работы грузового направления МАПП Забайкальск.
*(2) Реконструкция МАПП Забайкальск запланирована в период с декабря 2024 г. по ноябрь 2027 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.