Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696"
(подготовлен Минсельхозом России 06.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696" подготовлен в целях повышения эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект постановления, Программа).
Во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. N Пр-172, подпунктов "г" и "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 4 июня 2023 г. N Пр-1111, пунктов 7 и 8 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 26 июня 2023 г. N ММ-П16-7912, а также в целях реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2023 г. N 3339-р, федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, проект постановления предусматривает внесение изменений в раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в части:
установления в качестве приоритета государственной политики в сфере реализации государственной программы использования технологий искусственного интеллекта для оценки состояния сельских территорий;
включения долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий в качестве инструмента, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития малых городов и сельских территорий.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации позволит обеспечить единство подходов к комплексному развитию сельских агломераций при формировании и реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации долгосрочных планов развития, а также синхронизацию мер государственной поддержки, предусмотренных в рамках государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации в направлении приоритетной реализации мероприятий таких планов.
Также проект постановления предусматривает, что финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, сельских агломераций и опорных населенных пунктов планируется осуществлять в рамках лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на цели реализации Программы.
Для корректного отражения в Программе характеристик уровня развития сельских территорий и качества жизни сельского населения в Программу вносятся точечные изменения в части данных о количестве сельских населенных пунктов и численности сельского населения, а также показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня, по Российской Федерации, которые были уточнены по итогам Всероссийской переписи населения 2021 года.
Кроме того, проект постановления предусматривает внесение изменений в раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в целях уточнения показателя "Доля сельского населения в общей численности населения" (далее - Показатель). При расчете указанного Показателя предлагается учитывать не только сельское население, участвующее в реализации мероприятий Программы, но и население сельских агломераций, которое фактически с начала реализации Программы также принимает в ней участие. Это будет способствовать в том числе достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года": "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", "Комфортная и безопасная среда для жизни", "Устойчивая и динамичная экономика" и "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
Так, с 2020 года в целях достижения целевых показателей Программы реализуются программы льготного кредитования - Сельская ипотека, правила предоставления субсидий в рамках которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1567, кредитование, направленное на повышение уровня благоустройства домовладений, правила предоставления субсидий в рамках которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 1514, кредитование на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий правила предоставления субсидий в рамках которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1804.
В рамках указанных направлений льготные кредиты предоставляются не только на сельских территориях, но и на сельских агломерациях, к которым относятся примыкающие друг к другу сельские территории и (или) граничащие с сельскими территориями города, численность населения которых не превышает 30 тыс. человек.
Сельская ипотека является одним из наиболее значимых инструментов Программы. В рамках указанного мероприятия любой гражданин Российской Федерации может получить льготный ипотечных кредит по ставке от 0,1 до 3 % годовых на срок не более 25 лет на строительство или приобретение жилого помещения на сельских территориях или сельских агломерациях, в том числе приобрести квартиру в опорном населенном пункте или построить дом своими силами при использовании готового домокомплекта. В рамках Программы в период 2020-2023 годов было построено/приобретено 8,5 млн квадратных метров жилья, из них 8,2 млн. квадратных метров за счет программы Сельская ипотека.
С начала реализации программы Сельская ипотека жилищные условия улучшили уже более 137 тыс. семей, из них в 2024 году более 3,7 тыс. семей. С начала ее реализации жилищные условия улучшили уже более 137 тыс. семей, из них в 2024 году более 3,7 тыс. семей. При этом 25% семей улучшили жилищные условия на территории сельских агломераций.
В рамках программы по льготному потребительскому кредитованию граждане имеют возможность получить льготный кредит по ставке от 1 до 5 % годовых на срок не более 5 лет на ремонт жилого помещения, а также приобретение и монтаж оборудования для обеспечения электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления и газоснабжения на сельских территориях или сельских агломерациях. С начала реализации программы потребительского кредитования благоустроили жилье уже более 8 тыс. семей, проживающих на сельских территориях и сельских агломерациях.
Еще одним важным инструментом Программы является льготное инфраструктурное кредитование, в рамках которого льготный кредит может быть предоставлен индивидуальному предпринимателю или организации, зарегистрированным на сельских территориях, по ставке от 1 до 5 % годовых на строительство/ремонт дорог общего пользования, объектов инфраструктуры, а также жилых домов для работников заемщика.
При этом кредитный договор содержит обязательство по созданию заемщиком рабочих мест. Так в 2023 году было создано 38 постоянных рабочих мест на сельских территориях и сельских агломерациях, что также является важным для привлечения квалифицированных специалистов на сельские территории.
Кроме того, в рамках Программы реализуется мероприятие, направленное на комплексное развитие сельских территорий, правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на обеспечение которого приведены в приложении N 11 к Программе. В реализации указанного мероприятия также принимают участие населенные пункты, расположенные на сельских агломерациях. Так, в рамках действующей редакции приложения N 11 к Программе используются такие понятия как "сельские территории", "сельские агломерации" и "опорный населенный пункт".
Стоит отметить, что в соответствии с приложением N 11 к Программе под проектом понимается комплекс мероприятий, реализуемых на сельских территориях, или на территории сельских агломераций, или на территории опорного населенного пункта, обеспечивающих достижение целей и показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей федерального проекта.
Предлагаемые изменения в наименование Показателя не повлияют на подход к распределению субсидии на реализацию мероприятия, направленных на комплексное развитие сельских территорий, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий, являющихся приложением N 11 к Программе, а также позволят обеспечить синхронизацию целей Программы с действующими механизмами распределения субсидий на цели комплексного развития сельских территорий.
Согласно плану реализации федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, Минсельхоз России является соисполнителем инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р (далее - Инициатива), в части направления по формированию и развитию сети опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.
Целью данного направления является обеспечение сбалансированной системы расселения и сохранение пространственного каркаса страны за счет ускоренного инфраструктурного развития сельских агломераций на базе опорных населенных пунктов и создания комфортных условий для жизни и самореализации населения.
Обеспечить комплексное инфраструктурное развитие сельских территорий и малых городов планируется посредством реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий (далее - долгосрочный план развития), разработка и утверждение которых предусмотрены пунктом 12 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 4 июня 2023 г. N Пр-1111 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 г. (далее - поручение N Пр-1111).
Подходы к формированию долгосрочных планов развития направлены на сокращение различий в уровне социально-экономического и инфраструктурного развития городских и сельских территорий и предполагают включение мероприятий, направленных на ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения в опорных населенных пунктах, а также мероприятий по обеспечению в приоритетном порядке информационно-телекоммуникационными услугами и транспортной связностью прилегающих территорий с опорным населенным пунктом.
Обеспечить выполнение долгосрочных планов развития предлагается за счет синхронизации мер государственной поддержки, необходимость которой также обозначена в указании Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 февраля 2023 г. N Пр-194, путем рассмотрения и выработки согласованных решений по определению источников финансирования долгосрочных планов развития в рамках работы Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2016 г. N 451 (далее - Правительственная комиссия). Данный подход был одобрен решением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 19 апреля 2023 г. N ММ-П16-5589.
Закрепить приоритеты пространственного развития через ускоренное инфраструктурное обустройство сельских агломераций в соответствии с перечнями поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 13 ноября 2023 г. N ММ-П41-15098/2 по итогам оперативного совещания с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, состоявшегося 13 ноября 2023 г., и от 25 декабря 2023 г. N ММ-П13-21265 по итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина о продлении национальных проектов до 2030 года, состоявшегося 5 декабря 2023 г., предлагается путем проработки показателей, характеризующих социально-экономическое развитие и инфраструктурную обеспеченность сельских агломераций и опорных населенных пунктов, для включения в формируемые в настоящее время обновленные национальные проекты и государственные программы Российской Федерации.
В целях методологического сопровождения разработки субъектами Российской Федерации проектов долгосрочных планов развития в рамках исполнения подпунктов "г" и "д" пункта 1 поручения N Пр-1111 Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий" (далее - проект Правил) и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации (письмо Минсельхоза России от 26 января 2024 г. N ДП-10-07/1919).
Проект Правил предусматривает наделение Минсельхоза России полномочиями в сфере координации разработки, согласования, утверждения и реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочными планами развития, что поддержано Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным в рамках перечня поручений от 13 ноября 2023 г. N ММ-П41-15098/1 по итогам оперативного совещания с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, состоявшегося 13 ноября 2023 г., закрепляет необходимый понятийный аппарат, определяет важные процедурные вопросы взаимодействия региональных и федеральных органов власти как в процессе разработки, согласования и утверждения долгосрочных планов развития, так и в процессе их реализации и оценки эффективности, а также устанавливает основы для обеспечения синхронизации ресурсов государственных программ на приоритетную реализацию таких планов.
Реализация положений проекта Правил по ускоренному инфраструктурному развитию сельских агломераций будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата за счет партнерского взаимодействия государства и бизнеса в рамках совместного формирования планов развития территорий, что позволит сохранить и прирастить человеческий капитал, даст импульс экономическому развитию территорий, росту доходов населения и обеспечит устойчивость бюджетной системы за счет увеличения налоговых поступлений.
Ускоренное создание на базе опорного населенного пункта современной инфраструктуры, развитие Интернета и сети автомобильных дорог, связывающих опорный населенный пункт с прилегающими территориями, позволит обеспечить высокие стандарты качества жизни населения всей сельской агломерации.
При агломерационном подходе развития сельских территорий (с учетом того, что сельская агломерация может в своем составе объединять несколько муниципальных образований) особую актуальность получат вопросы межмуниципального сотрудничества и расширения направлений и практики предоставления и использования "горизонтальных" межбюджетных трансфертов при формировании и реализации долгосрочных планов развития, особенно в части реализации капиталоемких инфраструктурных проектов, в первую очередь в опорном населенном пункте. При этом целесообразно проработать вопросы необходимого законодательного регулирования в части порядка заключения и реализации межмуниципальных соглашений при реализации межмуниципальных проектов и последующей совместной эксплуатации введенных объектов.
Также на сельских территориях ввиду их невысокой плотности расселения особую актуальность приобретает развитие строительства многофункциональных социальных объектов межмуниципального использования, которые позволяют, с одной стороны, в рамках одного проекта расширить спектр социально значимых услуг с учетом возможности использования современных передвижных, удаленных форматов оказания базовых социально значимых услуг, а с другой стороны - оптимизировать капитальные и эксплуатационные затраты. Такая практика уже реализуется в рамках Программы, при этом целесообразно ее популяризировать в практике проектов агломерационного развития.
Положениями проекта Правил предусмотрено внесение главными распорядителями средств федерального бюджета, являющимися ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, в состав которых включены направления деятельности, соответствующие сфере реализации Программы, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3734-р, изменений в правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение реализации полномочий Правительственной комиссии по отбору долгосрочных планов развития для финансирования.
Такой подход позволит в условиях отсутствия отдельных источников финансирования долгосрочных планов развития обеспечить обязательность учета целей и приоритетов пространственного развития Российской Федерации, обозначенных в настоящее время в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития), при подготовке проектов решений об оказании государственной поддержки на реализацию инфраструктурных проектов за счет синхронизации мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Кроме того, письмом Минсельхоза России от 15 ноября 2023 г. N ОЛ-10-19/27509 в адрес Минэкономразвития России были направлены предложения по актуализации Стратегии пространственного развития в части закрепления понятия "сельская агломерация", необходимости установления единых подходов к определению состава и границ городских и сельских агломераций, разграничения полномочий Минэкономразвития России и Минсельхоза России по определению методологии формирования субъектами Российской Федерации программных документов развития таких агломераций, а также определения основ дифференцированного подхода к составу мер государственной поддержки, предоставляемой в зависимости от вида и масштабов агломерации, и необходимость синхронизации использования финансовых источников для получения ускоренного и наибольшего эффекта от реализации мероприятий их долгосрочных планов социально-экономического развития.
Также в рамках подготовки обновленной концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации письмами Минсельхоза России от 7 февраля 2024 г. N ОЛ-10-19/3039 и от 22 февраля 2024 г. N ОЛ-10-19/4479 направлены предложения в части введения понятия пространственно-расселенческого каркаса Российской Федерации - совокупности городов с численностью более 50 тыс. человек и опорных населенных пунктов, обеспечивающих сбалансированное социально-экономическое и инфраструктурное развитие всей территории Российской Федерации и оказание на их базе комплекса социально значимых услуг для населения территории одного или нескольких муниципальных образований, а также структуризации территории страны по агломерационному принципу, выделив такие единицы, как городские агломерации, включая малые - от 50 до 250 тыс. человек, сельско-городские, сельские и отдельно арктические и приграничные агломерации.
Нормативное закрепление указанных положений позволит обеспечить консолидацию ресурсов государства на реализацию единой политики сбалансированного пространственного развития, направленной на сокращение уровня дифференциации в социально-экономическом развитии городских и сельских территорий и увеличение качества жизни населения за счет ускоренного социально-экономического и инфраструктурного развития.
В настоящее время в целях проведения мониторинга социально-экономического развития сельских территорий и сельских агломераций ввиду отсутствия официальной статистической информации и данных из альтернативных общедоступных источников, позволяющих сформировать аналитические сведения в разрезе населенных пунктов, Минсельхозом России в рамках исполнения указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 февраля 2023 г. N Пр-194 организована работа по заполнению субъектами Российской Федерации разработанной формы паспорта социально-экономического и пространственного положения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий (далее - паспорт), на основе анализа данных которой осуществляется планирование мероприятий долгосрочных планов развития.
Минсельхозом России совместно с Росстатом в рамках исполнения перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 20 декабря 2023 г. N ММ-П13-20542 по итогам стратегической сессии по направлению "Развитие статистики" 28 ноября 2023 г. (далее - перечень поручений) ведется проработка возможности сбора статистических данных по предложенному в составе паспорта перечню показателей в разрезе населенных пунктов. В частности предложено обеспечить формирование паспорта социально-экономического и пространственного положения территории на базе форм федерального статистического наблюдения (например, формы N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования"), создав цифровой паспорт населенного пункта как одно из направлений создания цифровых двойников, обозначенных в перечне поручений, что позволит обеспечить формирование официальной статистической информации в различном территориальном разрезе: населенный пункт, сельская и городская агломерация, муниципальное образование, субъект Российской Федерации, проводить комплексный анализ процессов пространственного развития, а также ежегодный мониторинг социально-экономического развития сельских территорий.
Учитывая изложенное, при разработке проекта концепции формирования и развития региональных центров управления, работающих по единым регламентам и на едином российском программно-аппаратном комплексе, в качестве одного из направлений деятельности таких центров предлагаем рассмотреть осуществление координации деятельности муниципальных образований и населенных пунктов в рамках реализации Инициативы, включая вопросы формирования статистической и аналитической информации об уровне социально-экономического, инфраструктурного развития и инвестиционной активности, проведения инвентаризации объектов инфраструктуры в части ее востребованности, технического состояния и кадровой обеспеченности, актуализации местных нормативов градостроительного проектирования в рамках работы по формированию паспорта, а также оказание консультационной и методологической поддержки по вопросам формирования, реализации и мониторинга реализации долгосрочных планов развития.
Таким образом, Показатель Программы предлагается пересмотреть в пользу учета численности населения сельских агломераций, поскольку мероприятия Программы, а также государственных программ, соответствующих сфере ее реализации, направлены на инфраструктурное развитие не только сельских территорий, но и сельских агломераций, что должно находить отражение в целеполагании стратегического документа и оценке эффективности реализации государственной политики. Развитие малых городов с численностью населения до 50 тыс. человек, большинство из которых являются ядрами сельских агломераций, необходимо рассматривать в комплексе с развитием сельских территорий в контексте решения задач инициативы социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения".
Кроме того, проектом постановления предусматривается внесение изменений в приложения к Программе, направленных на:
- уточнение в Приложениях N 3, 9, 11 условий возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации, в случае если субъектом Российской Федерации допущены нарушения обязательства по соблюдению сроков достижения контрольных точек строительства, предусмотренных соглашением (в соответствии с изменениями, внесенными в подпункт "в" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. N 2058);
- приведение результатов использования субсидий, предоставляемых в соответствии с Приложениями N 9 и 11 к Программе, в соответствие с паспортами федеральных проектов "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" и "Современный облик сельских территорий", что обусловлено необходимостью обеспечения раздельного отражения мероприятий (результатов) капитального и некапитального характера в соответствии с Едиными методическими рекомендациями по проектной деятельности, а также в связи с переходом государственных программ субъектов Российской Федерации на новую систему управления в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588;
Также проектом постановления предусматривается внесение следующих изменений в Приложение N 3 к Программе:
- техническое уточнение определения "компактная жилищная застройка", в части дополнения признаком "транспортная инфраструктура", которая включена в цели, установленные подпунктом "в" пункта 2 Приложения N 3 к Программе;
- уточнение понятия "малоэтажный жилой комплекс", так как определение, установленное Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", содержит положения, применимые только к долевому строительству объектов;
- дополнение Приложения N 3 к Программе понятие "прилегающая территория" с учетом методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4132-р.
- закрепление основного целевого направления мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договорам найма: "строительство индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, многоквартирного дома на сельских территориях, территориях опорных населенных пунктов";
- дополнение Приложения N 3 к Программе критериями отбора субъектов для предоставления субсидии в рамках мероприятия по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договорам найма жилого помещения, а также процедура ранжирования, установление последовательности ранжирования заявляемых субъектами Российской Федерации мероприятий, на основании которого распределяются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в связи с чем предусматривается корректировка формулы распределения субсидий;
- в целях завершения ранее начатых проектов по обустройству инженерными сетями и благоустройству площадок под компактную жилищную застройку предусматривается включение в заявку проектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета в прошлых периодах;
- уточнение случаев, когда не допускается распределение дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
- уточнение необходимости формирования отчетов по планам реализации мероприятий по строительству жилья для предоставления в найм и по реализации проектов компактной жилищной застройки;
- уточнение порядка проведения оценки эффективности использования субсидий по мероприятиям по строительству жилья для предоставления в найм на основе отчетных данных регионов по планам реализации таких мероприятий.
Кроме того, проектом постановления предусматривается внесение изменений в Приложение N 1 к Правилам N 3 Программы (далее - Приложение), в части определения случаев, при которых нарушение условия, установленного абзацем первым пункта 31 Приложения N 1 к Правилам N 3 Программы, не является основанием для требования у получателя социальной выплаты (его наследников) возврата социальной выплаты.
Также проектом постановления предусматривается внесение изменений в Приложение N 2 к Правилам N 3 Программы в части уточнения размера вклада работодателя при строительстве жилья для предоставления в найм, уточнение расчета площади жилья для планируемых штатных единиц (для малоэтажных жилых комплексов), установление минимальной площади для индивидуального жилого дома и дома блокированной застройки 72 квадратных метра для семей из 1, 2, 3 и 4 человек.
Проектом Постановления предусматривается дополнение перечня направлений реализации проектов по благоустройству, предусмотренных Приложением N 7 к Программе, направлением по приобретению техники для механизированной уборки и содержания территории сельских населенных пунктов. Приобретение техники предусматривается с учетом заявляемой субъектами Российской Федерации потребности, а также в соответствии с поручением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко по итогам проведения 13-14 мая 2024 г. Первого Всероссийского форума тружеников села в целях обеспечения содержания в надлежащем состоянии всей территорий сельских населенных пунктов, поскольку для повышения комфортности проживания жителей на сельских территориях и сельских агломерациях важной задачей является не только создание новых и приведение в нормативное состояние существующих инфраструктурных объектов, но и организация их эффективного функционирования, в том числе обеспечение комфортной круглогодичной транспортной и пешеходной доступности и возможности их всесезонного использования.
Также Приложение N 7 к Программе дополняется условием о применении при расчете размера субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации коэффициента эффективности использования субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию проектов благоустройства в году, предшествующем году распределения субсидии, который определяется по результатам проведения оценки эффективности использования субсидий, в соответствии с порядком, утверждаемым Минсельхозом России, и применяется начиная с 2025 года.
В целях повышения эффективности реализации мероприятий Программы проектом постановления в Приложении N 9 предусматривается уточнение условий недопуска субъектов Российской Федерации к участию в распределении субсидий на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях на очередной год и плановый период в случае наличия незавершенных мероприятий, сроки реализации которых уже наступили в отчетном году или в прошлые отчетные периоды по состоянию на 1 апреля года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев, когда наличие в субъекте Российской Федерации незавершенных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
Аналогичные уточнения неприменения к субъектам Российской Федерации условий недопуска их к участию в распределении субсидий в случае наличия незавершенных мероприятий, наличие которых вызвано обстоятельствами непреодолимой силы.
В соответствии с рекомендацией Счетной Палаты Российской Федерации от 18 октября 2023 г. N 10/374/10-02ДСП Приложение N 9 к Программе дополняется положением о предоставлении Минсельхозом России субъекту Российской Федерации информации о причинах не включения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в распределение общего объема субсидии на очередной год и плановый период между субъектами Российской Федерации, в случае поступления соответствующего запроса от субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в целях улучшения транспортной доступности объектов социальной сферы и обеспечения возможности их использования жителями прилегающих населенных пунктов, в Приложение N 9 вносятся изменения, предусматривающие возможность реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в опорных населенных пунктах и в малых городах, включенных в состав сельских агломераций.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
В процессе подготовки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). В проекте постановления отсутствуют положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления направлен на достижение целей федеральных проектов "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", "Благоустройство сельских территорий", "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях", "Современный облик сельских территорий" Программы и не окажет влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации, а также целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлекут изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Проект постановления не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, объемы финансирования Программы.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 Протокола о мерах государственной поддержки сельского хозяйства, приведенного в приложении N 29 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.