Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть 1.1 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
(подготовлен Минтрансом России 11.06.2024 г.)
Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1.1 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (далее - Законопроект) вносится Министерством транспорта Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях совершенствования процедуры заключения концессионных соглашений в отношении аэродромов или зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемых и предназначенных для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктуры воздушного транспорта и средств обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, касающейся соглашений в отношении имущества государственных унитарных предприятий, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие Законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Описание проблемы, на решение которой направлен Законопроект. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
Так, например, имущество, составляющее объект концессионного соглашения, заключенного между Росавиацией (концедент) и акционерным обществом "Международный аэропорт Шереметьево" (концессионер), закреплено на праве хозяйственного ведения и находится на балансовом учете у федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (подведомственная Росавиации организация) (далее - ФГУП "АГА(А)").
Процедура передачи объекта концессионного соглашения после завершения строительства (реконструкции) включает в себя: прекращение права хозяйственного ведения ФГУП "АГА(А)" (приказ Росавиации) - снятие с балансового учета ФГУП "АГА(А)" с постановкой на балансовый учет концеденту (Росавиации) - передача концессионеру по акту приема-передачи концедент - концессионер со снятием с балансового учета Росавиации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ в случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17 - 20 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ, принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
При этом положения вышеуказанной нормы закона не регулируют объекты концессионного соглашения, указанные в пункте 6 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым относятся объекты аэродромной инфраструктуры.
Предлагаемые изменения позволят существенно сократить сроки передачи объекта концессионеру, в том числе упростить порядок передачи и постановки на балансовый учет концедента передаваемого имущества (как промежуточного этапа передачи) равно как и не потребуется передача имущества унитарным предприятием концеденту, а затем от концедента концессионеру. А также минимизирует риски привлечения к ответственности концедента за нарушение сроков передачи имущества по концессионному соглашению в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей подведомственных концеденту организаций.
Таким образом процедура передачи в проектируемой норме включает в себя: прекращение права хозяйственного ведения с одновременной передачей на баланс концессионеру (без закрепления на балансовом учете Росавиации) по актам приема-передачи, подписываемым унитарным предприятием и концессионером.
Кроме того, принятие проектируемой нормы будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в сферу гражданской авиации и развитию аэродромной инфраструктуры за счет создания юридических гарантий предсказуемости и неизменности регуляторных условий для концессионера на всем протяжении срока действия концессионного соглашения.
Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
В Законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Реализация предусмотренных Законопроектом положений не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые Законопроектом решения не повлияют на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В Законопроекте обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.