Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 13.06.2024 г.)
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2001 N 234 "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" (далее - Постановление N 234) установлены максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал на отметках соответственно 457 и 456 м в Тихоокеанской системе высот (далее - ТО).
Необходимость внесения изменений в Постановление N 234 в части увеличения диапазона колебаний уровня воды в озере Байкал возникла в начале 2015 года и была обусловлена исключительно природными условиями - экстремально низкой водностью в бассейне озера.
В целях предотвращения чрезвычайной ситуации в г. Ангарске потребовалось использование водных ресурсов озера Байкал ниже минимальной отметки 456,0 м ТО.
В связи с чем, Правительством Российской Федерации издано постановление от 04.02.2015 N 97 "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в осенне-зимний период 2014/15 года", допускавшее использование водных ресурсов озера Байкал (Иркутского водохранилища) ниже установленного минимального значения уровня воды в озере Байкал 456,0 м ТО.
Одновременно в 2015 году Росводресурсами инициировано выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Оценка связи (влияния) уровенного режима озера Байкал (Иркутского водохранилища) с его экологическим состоянием и современными социально-экономическими требованиями региона в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности. Анализ нормативных правовых основ регулирования стока и предложения по их совершенствованию" (далее - НИР 2015).
Выполненные ИВП РАН совместно с Иркутским научным центром СО РАН, Бурятским институтом природопользования СО РАН, ВНИИГИМ им. Костякова и ООО "ВЕД" водохозяйственные, гидравлические и водноэнергетические расчеты комплекса "Озеро Байкал - Иркутское водохранилище" по многолетнему гидрологическому ряду лет показали, что выход уровня воды за пределы метрового диапазона, установленного Постановлением N 234, неизбежен.
Итогом НИР 2015 стали научно обоснованные предложения по регулированию уровенного режима озера в периоды экстремально высокой и экстремально низкой водности, на основании которых было принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 626 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2016 - 2017 годах" (далее - Постановление N 626), допускающее расширение диапазона регулирования уровня воды в озере Байкал в условиях экстремально высокой и экстремально низкой водности.
В Постановлении N 626 для условий нормальной водности регулирование режима уровней воды в озере Байкал допускается в метровом диапазоне с отметками 456,0-457,0 м ТО с возможностью отклонения от установленного диапазона в условиях маловодья либо в условиях многоводья.
Нижняя граница уровня воды в озере Байкал 455,54 м ТО установлена, исходя из необходимости обеспечения надежности систем хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения в нижнем бьефе Иркутской ГЭС в маловодные периоды. Верхней границей разрешенного диапазона, исходя из ограничений по условиям пропуска максимальных расходов в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, определена отметка 457,85 м ТО.
В связи с длящимися периодами экстремальной водности Правительством Российской Федерации также изданы постановления, устанавливающие аналогичный диапазон колебаний уровня воды в озере Байкал, от 27.12.2017 N 1667 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2018 - 2020 годах" и от 27.04.2021 N 654 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2021 году".
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, подтвердил корректность предложенного диапазона регулирования уровней озера Байкал.
Вместе с тем, остался нерешенным вопрос определения оптимального для экосистемы озера Байкал диапазона изменения уровней и уменьшения воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических последствий.
В целях решения указанного вопроса на постоянной основе в формате нормативного документа, определяющего оптимальный диапазон изменения уровня воды в озере Байкал для состояния экосистемы озера, а также минимизации ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней озера и сбросов Иркутской ГЭС Минприроды России было принято решение о проведении научных исследований.
На период 2022-2023 гг. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 N 379 "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2022 - 2023 годах", диапазон регулирования уровня озера Байкал с допустимыми отметками от 455,54 м ТО до 457,85 м ТО был продлен.
В 2021 - 2023 гг. научными учреждениями, подведомственными СО РАН, Минобрнауки России, Росгидромету: ФГБУН "Лимнологический институт" СО РАН, ФГБУН "Институт географии им. В.Б. Сочавы", ФГБУН "Байкальский институт природопользования" СО РАН, ФГБУ "Государственный гидрологический институт" Росгидромета, ФГБУН "Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии" Байкальский филиал (БайкалНИРО) Росрыболовства, ФГБУН "Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, ФГБУН "Геологический институт" СО РАН, ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет" Минобрнауки России, ФГБНУ Восточно-Сибирский институт медико-биологических исследований Минобрнауки России, ФГБУ Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова Росгидромета, ФГБУН Институт земной коры СО РАН, ФГБУН "Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева" СО РАН под руководством ФГБУН "Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова" СО РАН проведены научные исследования по изучению влияния изменения уровня воды в озере Байкал на состояние экосистемы озера, а также определению ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней озера и сбросов Иркутской ГЭС (далее - НИР 2023).
В рамках НИР 2023 изучены и проанализированы:
- возможные последствия и социально-экономические ущербы при разных условиях водности, уровнях озера и расходах через Иркутскую ГЭС с перечнем территорий и объектов, наиболее подверженных рискам и потенциальным ущербам;
- влияние уровенного режима на экосистему озера Байкал и сформулированы экологические требования для его регулирования.
В частности, выявлены основные компоненты прибрежной части экосистемы оз. Байкал (зоопланктон, зообентос, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, водоплавающие и околоводные птицы, млекопитающие), успешная жизнедеятельность которых в значительной мере зависит от сезонных изменений уровенного режима озера, исследованы реакции основных компонентов экосистемы оз. Байкал и сформированы экологические и рыбохозяйственные требования при регулировании уровня оз. Байкал.
Наряду с экологическими требованиями также проведена социально-экономическая оценка последствий (ущербов) при изменении уровня Байкала и регулировании расходов Иркутской ГЭС, обоснованы предложения по минимизации рисков и потенциальных ущербов при регулировании уровня озера Байкал.
Выполнен анализ волнового режима оз. Байкал, который свидетельствует о максимальном риске развития абразионных процессов при высоком стоянии уровней, сформирован Перечень (реестр) населенных пунктов, предприятий и организаций, производственных, социальных и жилых объектов, объектов инфраструктуры, рекреации, сельского и лесного хозяйства на территории Республики Бурятии и Иркутской области (в верхнем и нижнем бьефе), подверженных затоплению/подтоплению и абразии.
Согласно результатам выполненных исследований, при регулировании уровня, наряду с экологическими требованиями, следует учитывать потенциальные ущербы при высоких уровнях озера и повышенных расходах Иркутской ГЭС. Суммарный ущерб в верхнем бьефе (побережье оз. Байкал) при достижении отметки 457,20 м ТО составит 4,8 млрд руб., при расходах в нижнем бьефе Иркутской ГЭС 4500 м3/с - 5,9 млрд руб. Данные показатели уровня и расхода следует считать критическими по социально-экономическим ограничениям. Они достигаются только в годы экстремально высокой водности. Расчетная вероятность их превышения составляет менее 2%.
В маловодные годы возможно снижение уровня до отметки 455,80 м ТО. Обеспеченность сохранения отметки 455,80 м ТО составляет до 96%. Минимальный расход в нижнем бьефе для всех условий водности принимается в объеме 1300(1250) м3/с по условиям обеспечения нормальной работы водозаборов.
По итогам НИР 2023 основным положением предлагаемого порядка регулирования уровня озера, позволяющим минимизировать экологические и социально-экономические риски, является поддержание максимально возможного количества лет диапазона регулирования уровня оз. Байкал в интервале 455,80-457,20 м ТО и не превышения расходов через Иркутскую ГЭС выше 4500 м3/с (включая расход р. Иркут), когда это позволяют складывающиеся гидрологические условия.
Таким образом, ранее установленный метровый диапазон (456,0 - 457,0 м ТО) предлагается расширить, установив интервал в 1,4 метра (455,80 - 457,20 м ТО).
В связи с тем, что поддержание уровня в указанном диапазоне для всех гидрологических условий по фактическому многолетнему ряду притока (123-х летнему непрерывному ряду наблюдений) невозможно, в годы экстремального маловодья возможно снижение уровня озера до отметки 455,54 м ТО, а в условиях катастрофически высокой водности - повышение уровня до отметки 457,85 м ТО.
Указанные максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал, определенные ранее по результатам НИР 2015 и подтвержденные в НИР 2023, взяты за основу.
В настоящее время в целях предотвращения негативного воздействия вод, органами исполнительной власти Республики Бурятия подготовлены, а Росводресурсами установлены зоны затопления, подтопления в отношении озера Байкал по отметке 457,85 м ТО.
Учитывая изложенное, проектом постановления Правительства Российской Федерации "О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) на основании статьи 7 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние, в качестве допустимых значений уровней озера Байкал устанавливаются:
максимальное - при паводках редкой повторяемости два раза в сто лет и реже с отметкой уровня 457,85 м ТО;
минимальное - при маловодье повторяемостью четыре раза в сто лет и реже с отметкой уровня 455,54 м ТО.
В остальных случаях, в максимально возможном количестве лет диапазон регулирования озера Байкал поддерживается в интервале 455,80-457,20 м ТО, когда это позволяют гидрологические условия.
После принятия проекта постановления требования по соблюдению интервала (455,80-457,20 м ТО) при непревышении расходов через Иркутскую ГЭС выше 4500 м3/с (включая расход р. Иркут), как и требования по снижению отметки предполоводной сработки будут включены в правила использования озера Байкал и Иркутского водохранилища.
Проект постановления не регулирует отношения, предусмотренные пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, и не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Принятие проекта постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Влияние предлагаемых проектом постановления решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации - отсутствует.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, не предполагает выпадающих доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, позволит обеспечить условия нормальной жизнедеятельности в период затяжного маловодья в байкальском регионе, а также безопасность населения и объектов экономики при пропуске паводков редкой повторяемости.
Реализация проекта постановления позволит минимизировать негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, в проекте постановления отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.