Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1089"
(подготовлен Минприроды России 13.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1089" (далее - проект акта) подготовлен в соответствии с подпунктом 5 пункта II плана нормотворческой деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2024 год, утвержденного приказом Минприроды России от 23.01.2024 N 35.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1089 (далее - Положение), деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обращения с животными относится к категории высокого риска.
При этом объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 17 Положения к категориям высокого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к категории чрезвычайно высокого риска:
- обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения);
- постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2-4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов или Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Федеральным законом от 13.06.2023 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введены статьи 8.52 "Несоблюдение требований к содержанию животных" и 8.53 "Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию".
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обращения с животными при выявлении нарушений обязательных требований привлекает к административной ответственности подконтрольных лиц, осуществивших указанные нарушения, в том числе по частям 2 и 3 статьи 8.52 (в пределах своих полномочий), статье 8.53 (в пределах своих полномочий) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, проектом акта вносятся изменения в Положение, предусматривающее отнесение деятельности подконтрольного лица к категории чрезвычайно высокого риска при наличии решения, вступившего в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2 и 3 статьи 8.52, статьей 8.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования неоднократно поступали обращения о содержании и продаже диких животных на различных интернет площадках, однако организовать проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках выездной или документарной проверки, рейдового осмотра или инспекционного визита невозможно.
При анализе правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) в области обращения с животными установлено, что в рамках проведения выездной, документарной проверки, рейдового осмотра или инспекционного визита не представляется возможным установить собственника, разместившего объявление о продаже на информационном ресурсе в сети "Интернет" дикого животного, а также место его нахождения.
В целях исключения нарушения требований к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2023 N 934, Положение дополняется контрольными (надзорными) мероприятиями "контрольная закупка" и "мониторинговая закупка", а также пунктами 49(1) и 49(2) с указанием контрольных (надзорных) действий, из которых состоят данные контрольные (надзорные) мероприятия. Таким образом, благодаря вносимым изменениям, должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), смогут, в том числе, устанавливать собственника, разместившего объявление о продаже дикого животного на информационном ресурсе в сети "Интернет", а также место его нахождения.
Кроме того, частью 9 статьи 68 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) установлено, что экспертиза продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг по результатам мониторинговой закупки осуществляется в порядке, установленном положением о виде контроля. Так, Положение предлагается дополнить пунктом 55(1) "Порядок проведения экспертизы".
В соответствии с частью 3 статьи 85 Закона N 248-ФЗ порядок проведения эксперимента устанавливается положением о виде контроля. В связи с чем Положение также предлагается дополнить пунктом 51(3) "Порядок проведения эксперимента".
В проекте акта отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект акта не окажет влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие соответствующего акта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не выявлено.
Проект акта соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.