Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322"
(подготовлен Минприроды России 13.06.2024 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2168; 2021, N 52, ст. 9187).
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _____ 2024 г. N _____
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
1. Раздел "Оценка текущего состояния минерально-сырьевой базы и водных ресурсов" изложить в следующей редакции:
"Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам газа, 2-е место - по запасам угля (17 процентов мировых запасов), 7-е место - по запасам нефти. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли в стоимостном выражении приносит более 10 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Россия занимает 1-е место в мире по запасам пресной воды (20 процентов мировых запасов). Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового объема внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды (2-е место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. километров в год.
Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад.
Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, гелий, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цинк, кобальт, сурьма, редкие металлы: литий, рубидий, цезий, бериллий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, рений, золото, серебро, платиноиды: рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина, алмазы, особо чистое кварцевое сырье, графит, фосфаты (апатитовые руды), соли калийные, шпат плавиковый, воды подземные, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N 2473-р.
Помимо стратегических видов минерального сырья значимыми для экономики России являются уголь, железные руды, цементное сырье;для отдельных отраслей промышленности - бентониты, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, оптическое сырье, йод. Остальные полезные ископаемые (более 150 видов) используются в незначительных объемах либо расположены на участках недр местного значения.
По количеству и качеству балансовых запасов минерального сырья в России (с учетом наличия или отсутствия геологических перспектив наращивания минерально-сырьевой базы) все значимые для экономики страны полезные ископаемые можно разделить на три группы.
К 1-й группе относятся полезные ископаемые, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворят необходимые потребности до 2035 года и в последующий период. К этой группе относятся природный газ, медь, никель, олово, вольфрам, молибден, тантал, ниобий, кобальт, скандий, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье.
Ко 2-й группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье. Вовлечение в отработку трудноизвлекаемых запасов нефти, неразрабатываемых месторождений цветных, легирующих и благородных металлов позволит удержать достигнутый уровень добычи в период после 2025 года.
К 3-й группе относятся дефицитные полезные ископаемые, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и (или) складированными запасами. К этой группе относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, йод, бром, оптическое сырье). Однако некоторые месторождения дефицитных полезных ископаемых (хрома, редкоземельных металлов) сопоставимы по качеству с разрабатываемыми месторождениями за рубежом, что делает актуальным разработку и применение специальных механизмов стимулирования их освоения. Для начала освоения неразрабатываемых месторождений марганца, урана, хрома либо возобновления добычи полезных ископаемых на ранее эксплуатируемых месторождениях йода, брома, плавикового шпата, лития, бериллия, оптического сырья необходимо внедрение эффективных технологий обогащения и переработки минерального сырья.
Перечень дефицитных видов твердых полезных ископаемых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 939-р.
Для восполнения дефицита полезных ископаемых этой группы актуальным является содействие в реализации международных проектов по освоению месторождений за рубежом.
Специфическими полезными ископаемыми в отношении учета запасов, поисков, разведки и добычи являются подземные воды. В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты потребность в подземных водах и в России, и в мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируются, но в целом по стране ситуацию с запасами подземных вод можно считать удовлетворительной. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей.
Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.
В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. метров на человека в год, что значительно превышает установленный Организацией Объединенных Наций критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, - 1,7 тыс. куб. метров, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью их распределения. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.
В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет около 7,0 куб. километра. Более 90 процентов общего объема потерь приходится на жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.
В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (50 - 60 процентов).
В масштабах страны затраты на электроэнергию, потребляемую в процессе транспортировки воды до конечного потребителя, исчисляются десятками миллиардов рублей. Вследствие высоких собственных потерь воды, которые в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве достигают 30 - 40 процентов, энергетические ресурсы используются неэффективно, что является одним из сдерживающих факторов на пути повышения энергоэффективности российской экономики.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В поверхностные водные объекты Российской Федерации сбрасывается порядка 36 куб. километров в год сточных вод, из которых около 14,6 куб. километров сточных вод подлежат очистке.
Около 63 процентов сточных вод, подлежащих очистке (9,2 куб. километра), сбрасываются недостаточно очищенными, около 15 процентов (2,2 куб. километра) - загрязненными без очистки и только 22 процента (3,2 куб. километра) - очищенными до установленных нормативов.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 16 млн. тонн загрязняющих веществ.
Свыше 65 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
Более 18 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходится на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.
Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации достигает 400 тыс. кв. километров, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. километров. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.".
2. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" изложить в следующей редакции:
"Приоритетами государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы в соответствии с задачами Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р (далее - Стратегия развития минерально-сырьевой базы), являются:
повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа на основе проведения региональных геолого-разведочных работ, изучение геологического строения Арктики, Антарктики и дна Мирового океана;
развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации;
приоритетное финансирование за счет средств федерального бюджета работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы дефицитных видов стратегического минерального сырья;
выявление месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов в перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых, создания условий для освоения техногенных месторождений, извлечения ценных компонентов из вскрышных, вмещающих горных пород, а также попутных промышленных вод;
воспроизводство и охрана подземных вод;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геологоразведочные работы;
качественное улучшение системы информационного обеспечения недропользования, мониторинга и контроля развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации путем развития федеральных государственных информационных систем - Автоматизированной системы лицензирования недропользования и Единого фонда геологической информации о недрах.
Указанные приоритеты направлены на достижение цели по обеспечению экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводству запасов полезных ископаемых.
Основными целями государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Российской Федерации, будет способствовать сбалансированному развитию страны и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Российской Федерации;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Реализация государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) влияет на достижение показателя "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474).".
3. Раздел "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Задачами государственного управления в области развития минерально-сырьевой базы, направленными на укрепление национальной безопасности Российской Федерации в рамках достижения цели "Обеспечение экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводство запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года", являются:
выявление ресурсов и перспективных площадей на твердые полезные ископаемые (решается за счет проведения региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, прироста локализованных прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых);
обеспечение прироста локализованных ресурсов углеводородного сырья и увеличения геологической изученности отдаленных слабоизученных территорий (решается за счет региональных геологоразведочных работ на углеводородное сырье);
воспроизводство запасов полезных ископаемых (решается посредством проведения поисково-оценочных и разведочных работ, направленных на прирост запасов углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы);
обеспечение прироста запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения в количестве, необходимом и достаточном для устойчивого социально-экономического развития регионов России (решается посредством проведения геологоразведочных работ на подземные воды);
совершенствование государственного управления фондом недр (решается посредством улучшения системы информационного обеспечения органов государственной власти и недропользователей, перевода государственных услуг и управления фондом недр на основе цифровых данных, обеспечения геополитических интересов в сфере геологии);
создание условий для расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации и агрессивного развития экономики страны к концу 2030 года (решается посредством реализации федерального проекта "Геология: возрождение легенды", в том числе подготовки перспективных площадей для воспроизводства запасов полезных ископаемых в действующих минерально-сырьевых центрах и создания поискового задела будущих поколений, обновления основных средств организаций геологической отрасли, сокращения вододефицита в наиболее дефицитных регионах России, обеспечения международных обязательств и геополитических интересов Российской Федерации);
снижение негативного воздействия недропользования на окружающую среду (решается за счет ежегодного проведения государственного мониторинга состояния недр, включая мониторинг подземных вод).
В результате реализации Программы ежегодно воспроизводство запасов полезных ископаемых по группам будет осуществляться на уровне 50 процентов для 1-й группы, 100 процентов - для 2-й группы и 75 процентов - для 3-й группы полезных ископаемых.
К концу 2030 года общая региональная геологическая изученность территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики составит 72,9 процента, включая достижение к 2025 году уровня 100 процентов изученности по съемке масштаба 1:1 000 000 территории Российской Федерации и к 2030 году уровня более 80 процентов по съемке масштаба 1:200 000 ее перспективных районов.
В области использования водных объектов, обеспечивающих укрепление национальной безопасности Российской Федерации в рамках достижения цели "К концу 2030 года повышена обеспеченность водными ресурсами для более 1,7 млн. человек, проживающих в районах возникновения локальных вододефицитов", планируется выполнение задачи по строительству и реконструкции объектов, направленных на создание условий для гарантированного и бесперебойного хозяйственно-бытового водообеспечения.
По итогам 2030 года планируется построить и реконструировать 10 объектов, направленных на создание условий для гарантированного и бесперебойного хозяйственно-бытового водообеспечения, для более 1,7 млн. человек.
В рамках достижения цели "Обеспечение защищенности к концу 2030 года более 0,8 млн. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод" планируется выполнение задач по строительству и реконструкции сооружений инженерной защиты, выполнению превентивных противопаводковых мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности русел рек, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений региональной и муниципальной форм собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
По итогам 2030 года планируется обеспечить безопасное техническое состояние более 500 гидротехнических сооружений, ввести в эксплуатацию свыше 400 км сооружений инженерной защиты, реализовать противопаводковые мероприятия превентивного характера на водных объектах протяженностью более 700 км, что позволит защитить более 0,8 млн. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод.
В рамках достижения цели "Сохранение и восстановление водных объектов для улучшения экологических условий проживания вблизи водных объектов более 19 млн. человек к концу 2024 года" планируется выполнение задач по проведению мероприятий по восстановлению и улучшению экологического состояния озер и водохранилищ, улучшению экологического состояния гидрографической сети и вовлечению населения в мероприятия по очистке берегов водных объектов.
К концу 2024 года планируется расчистить водные объекты протяженностью более 595 км и восстановить водные объекты площадью 23,5 тыс. гектаров, что позволит улучшить экологические условия проживания вблизи водных объектов для более 19 млн. человек. Также планируется вовлечение не менее 0,8 млн. человек в мероприятия по очистке берегов водных объектов ежегодно.
В рамках достижения цели "Экологическое оздоровление более 28 тыс. гектаров и расчистка более 1,4 тыс. километров водных объектов Нижней Волги к концу 2024 года" планируется выполнение задач по проведению мероприятий по экологической реабилитации водных объектов Нижней Волги, расчистке мелиоративных каналов и водных трактов водохозяйственного комплекса Нижней Волги, удалению водных растений из водных объектов Нижней Волги, расчистке участков водных объектов Нижней Волги, расчистке и дноуглублению каналов-рыбоходов, строительству и реконструкции водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги.
К концу 2024 года планируется расчистить водные объекты Нижней Волги протяженностью более 1,4 тыс. километра и восстановить водные объекты Нижней Волги площадью более 28 тыс. гектаров, что обеспечит устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги.".
4. Раздел "Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ" изложить в следующей редакции:
"Мероприятия Программы оказывают влияние на реализацию комплексной программы Российской Федерации "Содействие международному развитию" в рамках задачи по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях (соглашениях) в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Задачами государственного управления в области использования водных объектов, реализуемыми на приоритетных территориях, являются:
обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах;
обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
обеспечение безопасности подведомственных гидротехнических сооружений, содействие обеспечению безопасности гидротехнических сооружений региональной и муниципальной форм собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Мероприятия федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" оказывают влияние на реализацию государственных программ Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", "Социально-экономическое развитие Калининградской области".
На сельских территориях проводятся мероприятия по расчистке участков русел рек в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология", что оказывает влияние на сферу реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий.
Мероприятия федерального проекта "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" оказывают влияние на реализацию государственных программ Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
Мероприятия федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология", федеральных проектов "Защита от наводнений и иных негативных воздействий вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" и "Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов" в части строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства оказывают влияние на реализацию комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство".
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов", входящих в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 28.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, приведены в приложении N 29.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.