Пояснительная записка к проекту Приказа Министра обороны России "Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Министерства обороны Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 20.06.2024 г.)
В соответствии с пунктом 17 Плана подготовки нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на 2024 год, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. N 57, Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации разработан проект приказа Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Министерства обороны Российской Федерации" (далее - проект приказа), который предусматривает признание утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 88 (далее - Положение) и от 20 сентября 2021 г. N 562 по данному вопросу.
Проект приказа направлен на издание новой актуализированной редакции соответствующего положения о ведомственной пожарной охране (далее - ВПО), определяющего структуру, условия содержания, задачи, функции, порядок организации деятельности и взаимодействия с учетом практического опыта осуществления ее деятельности и предъявляемых современных требований.
Права, полномочия и ответственность Минобороны России в части создания, содержания, совершенствования и развития ВПО, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ-69), требованиями Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2 (далее - Основы государственной политики ПБ), и подпункта 22 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400.
В этих целях проектом приказа определяются основные меры правового, организационного и научно-технического характера в отношении ВПО, обеспечивающие выполнение возложенных законодательством Российской Федерации на нее задач и компетенций.
В сравнении с действующим Положением изменения затронули следующие вопросы:
1) принадлежность ВПО, ее место в функционирующей системе безопасности ведомства;
2) порядок и условия размещения подразделений пожарной охраны;
3) уточнение задач и функций ВПО;
4) особенности организации деятельности ВПО, в том числе в отношении газодымозащитной службы;
5) применение вступивших в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.
С целью правильного и однозначного толкования требований законодательства Российской Федерации ключевым изменением в содержании действующего Положения является переименование принадлежности ВПО: с "ВПО Вооруженных Сил Российской Федерации" на "ВПО Минобороны России".
Это обусловлено статьей 12 ФЗ-69, в которой установлено, что федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) создают органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, а в подпункте "в" пункта 22 Основ государственной политики ПБ определено, что основными функциями федеральных органов государственной власти при реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются создание, размещение, обеспечение эффективного функционирования и развития ВПО.
В свою очередь, пунктом 1 главы I Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, указано, что "Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти_".
Таким образом, ВПО в настоящее время имеет принадлежность не к наименованию ФОИВ (Минобороны России), а именуется по названию совокупности войск (сил), созданных для обороны государства (ч. 4 ст. 1 ФЗ-61 1996 года), как "ВПО Вооруженных Сил Российской Федерации", что приводит к противоречию в базовых принципах и правовых нормах законодательства Российской Федерации, а также расширяет действие на круг лиц (военнослужащие МЧС России), не относящихся к Минобороны России.
Статьей 7 ФЗ-69 определено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Тем самым требования Положения обязывают указанную категорию личного состава МЧС России выполнять его требования как "непосредственных" участников правовых отношений в деятельности ВПО, что не является предметом регулирования статьи 12 ФЗ-69 и неприемлемо в рамках регулирования деятельности военнослужащих другого ведомства.
Как пример, в статье 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" определено, что "имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации". В развитие указанного требования действует постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 960 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации".
В совокупности указанных обстоятельств и правовых норм ведомственная пожарная охрана Вооруженных Сил Российской Федерации переименована в ведомственную пожарную охрану Министерства обороны Российской Федерации.
Проект приказа подлежит размещению на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы, а также направлению на государственную регистрацию в Минюст России.
Реализация проекта приказа не потребует выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.