Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 34"
(подготовлен Минздравом России 21.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 34" (далее - проект постановления) разработан в следующих целях:
1. В части изменений, предусмотренных пунктом 1 проекта постановления:
По данным, поступающим от территориальных фондов обязательного медицинского страхования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - территориальные фонды новых субъектов) установленный пунктом 7 Правил финансового обеспечения в 2024 году расходов на медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим в иных субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 34 (далее соответственно - медицинские организации новых субъектов, Правила) срок в 3 рабочих дня для предоставления средств медицинской организации нового субъекта, является недостаточным для осуществления территориальными фондами новых субъектов расчетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию и проживающим в иных субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, определяется правилами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 164 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. N 108н также установлено, что территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором им выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой, не позднее двадцати пяти дней с даты представления медицинской организацией счета и реестра на оплату указанной медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Таким образом предлагаемые в данной части изменения обусловлены практикой реализации пункта 7 Правил, направлены на устранение рисков не своевременного финансирования медицинских организаций новых субъектов и соответствуют законодательству Российской Федерации.
2. В части изменений, предусмотренных пунктом 2 проекта постановления:
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ основанием для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации, в том числе, является отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 16-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" в течение переходного периода территориальные фонды обязательного медицинского страхования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляют полномочия страховых медицинских организаций в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Таким образом предлагаемые изменения направлены на приведение Правил в соответствие законодательству Российской Федерации, обеспечение единообразного подхода к осуществлению территориальными фондами новых субъектов расчетов за оказание медицинской помощи, а также на устранение рисков судебных разбирательств по неоплате оказанной медицинской помощи.
3. В части изменений, предусмотренных пунктом 3 проекта постановления:
Действующая редакция приложения N 1 и Приложения N 2 к Правилам содержит ограниченный перечень сведений о пациенте и оказанной ему медицинской помощи, который не достаточен для корректного формирования отчета территориальными фондами обязательного медицинского страхования по месту страхования об исполнении территориальной программы.
Кроме того, действующая редакция Приложения N 2 к Правилам предусматривает подписание счета на возмещение расходов за оказанную медицинскую помощь застрахованному лицу, получившему полис обязательного медицинского страхования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителем медицинской организации и главных бухгалтером медицинской организации.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил возмещение расходов, указанных в пункте 9 Правил, осуществляется территориальным фондом обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования, территориальному фонду, предусмотренному пунктом 2 настоящих Правил, по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета по форме согласно приложению N 2, предъявленного территориальным фондом, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил, по месту оказания медицинской помощи, в соответствии со средними нормативами финансовых затрат на оплату медицинской помощи в медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, указанными в пункте 6 настоящих Правил.
Исходя из изложенного, заполнение указанного счета в соответствии с Приложением N 2 к Правилам должно осуществляться уполномоченными лицами территориальных фондов новых субъектов Российской Федерации.
Таким образом, изменения, предусмотренные пунктом 3 проекта постановления разработаны в целях обеспечения корректного формирования отчета территориальными фондами обязательного медицинского страхования по месту страхования об исполнении территориальной программы и приведения Приложения N 2 к Правилам в соответствие с пунктом 10 Правил.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не повлечет увеличения расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.