Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186"
(подготовлен Минфином России 26.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186" (далее соответственно - проект постановления, Постановление N 1186) подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 г. N АБ-П50-2809, а также от 5 октября 2023 г. N 11103-П49-МХ (пункт 36), данного во исполнение части 3 подпункта "а" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС, и с учетом поступающих предложений субъектов Российской Федерации, в связи с чем дополнительное проведение анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, разработчиком не осуществлялось.
Проектом постановления в целях расширения возможностей изменения существенных условий соответствующих контрактов предусматривается снижение в отношении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и отдельных видов закупок размеров цен контрактов, при которых или при превышении которых допускается изменение существенных условий контрактов в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
1. Федеральным законом от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлено снижение требования к минимальному размеру инвестиций в 10 раз с 1 млрд рублей до 100 млн рублей в целях расширения возможностей заключения в субъектах Российской Федерации контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Указанное снижение позволило заключать такие контракты по цене, которая значительно ниже размера, предусмотренного абзацем третьим пункта 1 Постановления N 1186.
Учитывая предельный срок действия контракта со встречными инвестиционными обязательствами, составляющий до 10 лет, вероятность возникновения при исполнении такого контракта в течение указанного срока обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на первоначальных условиях, является чрезвычайно высокой.
В этой связи проектом постановления предусматривается соразмерное снижение размера цены контракта, при котором или при превышении которого допускается изменение в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения соответствующего органа условий контракта со встречными инвестиционными обязательствами - до 100 млн рублей, в том числе по аналогии с ранее осуществленным снижением размеров в отношении контрактов жизненного цикла, контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, работ по геологическому изучению недр.
2. Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, размеры цен государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (далее - регулярные перевозки по регулируемым тарифам), в основном составляют около 10 млн рублей.
При этом из числа заключенных в 2023 году муниципальных контрактов на выполнение указанных работ более половины контрактов заключено по цене, не превышающей 1 млн рублей.
Указанные размеры значительно ниже размеров цен, установленных по общему правилу Постановлением N 1186 для контрактов, заключенных для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены (1 млрд рублей и 500 млн рублей соответственно).
В период исполнения контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам могут происходить изменения, в том числе, застройки территории, конфигурации улично-дорожной сети, схем организации дорожного движения, показателей транспортного спроса, транспортных корреспонденций населения.
Указанные изменения согласно методическим рекомендациям по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Минтрансом России от 30 июня 2020 г., являются основанием для внесения изменений в документ планирования регулярных перевозок, который в свою очередь служит непосредственным основанием, в том числе, для изменения маршрутов регулярных перевозок.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения возможности высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации, местным администрациям принимать решения об изменении на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ существенных условий соответственно государственных, муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, проектом постановления по результатам соответствующей проработки с председателем комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Транспорт", Главой Республики Бурятия А.С. Цыденовым (письмо от 27 января 2024 г. N 01.08-015-572/24) предусматривается установление сниженных предельных размеров цены контракта, при которых или при превышении допускается изменение существенных условий вышеуказанных контрактов:
для государственного контракта - 10 млн рублей;
для муниципального контракта - 100 тыс. рублей.
В проекте постановления отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.