Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 1 к государственной программе Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N1 к государственной программе Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 24 января 2024 г. N Пр-155, поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1457-П50-ММр, пунктом 5 раздела II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 3 мая 2023 г. N ММ-П47-10пр, поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Новака А.В. от 1 февраля 2024 г. N АН-П50-3085, пунктом 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Новака А.В. от 7 апреля 2023 г. N АН-П47-39пр по вопросу строительства аэропорта на территории Карачаево-Черкесской Республики, положениями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила предоставления субсидий), а также на основании пункта 5 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
Карачаево-Черкесская Республика является одной из самых перспективных туристических точек роста в России. Ежегодно наблюдается увеличение туристического потока на всесезонные туристические курорты "Архыз", "Теберда" и "Домбай": 0,9 млн чел. в 2015 году, 1 млн чел. в 2016 году, 1,2 млн чел. в 2017 году, 1,3 млн чел. в 2018 году, 1,5 млн чел. в 2019 и 2020 году, 1,7 млн чел. в 2021 году, 1,9 млн чел. в 2022 году, 2 млн чел. в 2023 году. Прогнозируется, что к 2030 году туристический поток в регионе достигнет отметки в 3 млн туристов.
При этом в настоящее время авиасообщение региона осуществляется посредством аэропорта, расположенного в г. Минеральные Воды (Ставропольский край), который находится на значительном удалении от курортов республики (220 км, дорога занимает порядка 3-4 часов).
Строительство нового транспортного узла позволит значительно сократить время в пути для туристов и в перспективе снизить нагрузку на соседние аэропорты в городах Минеральные Воды, Сочи и Краснодар.
Строительство объекта планируется реализовать путем заключения концессионного соглашения, концедентом в котором будет являться исполнительный орган Карачаево-Черкесской Республики, с условием финансового участия концедента в 2027-2028 гг. в размере 12 600 000 тыс. рублей (без НДС), в том числе за счет средств федерального бюджета - 11 970 000,0 тыс. рублей в ценах соответствующих лет (в 2027 г. - 5 985 000 тыс. рублей, 2028 г. - 5 985 000 тыс. рублей), за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 630 000 тыс. рублей в ценах соответствующих лет (в 2027 г. - 315 000 тыс. рублей, в 2028 г. - 315 000 тыс. рублей) в целях создания аэродромной инфраструктуры (плоскостных сооружений) аэропорта (гарантийное письмо Правительства Карачаево-Черкесской Республики прилагается).
Письмом от 27 апреля 2024 г. N 14974-СН/Д37и Минэкономразвития России направлена в адрес Минфина России на рассмотрение финансовая модель проекта по строительству аэропорта на территории Карачаево-Черкесской Республики. Необходимо отметить, что установленный в проекте постановления объем средств федерального бюджета для предоставления субсидии бюджету Карачаево-Черкесской Республики соответствует объему финансового участия концедента, закрепленному в указанной версии финансовой модели.
В качестве источника финансирования реализации мероприятия из федерального бюджета выступают дополнительные доходы от налога на добычу полезных ископаемых (природный газ).
При этом перечень планируемых к созданию объектов аэродромной инфраструктуры (плоскостных сооружений) аэропорта на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также размер субсидии бюджету Карачаево-Черкесской Республики могут быть скорректированы по итогам прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Ориентировочный срок разработки проектно-сметной документации и получения заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" - 1 декабря 2025 г.
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее - Программа), в т.ч. в части определения размера средств федерального бюджета для предоставления за пределами планового периода субсидии бюджету Карачаево-Черкесской Республики, в целях софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики, возникающих при реализации мероприятия по строительству аэропорта на территории Карачаево-Черкесской Республики на основании концессионного соглашения, заключенного на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Проект постановления не содержит обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), положений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта постановления будет содействовать достижению цели Программы "Повышение уровня туристической привлекательности СКФО, что позволит принять на курортах туристического кластера в общей сложности до 23 988 662 туристов, увеличить суммарный объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера в СКФО до 42 485,9 млн рублей".
Принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.