Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 402"
(подготовлен Минсельхозом России 28.06.2024 г.)
Проект приказа Минсельхоза России разработан в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпунктом 5.1.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 г. N ДГ-П36-2935,от 8 февраля 2024 г. N ДГ-П36-11пр.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель, утвержден приказом Минсельхоза России от 18 июня 2021 г. N 402 (далее - приказ).
Проектом приказа предусматривается приведение положений приказа в соответствие с действующими положениями законодательства Российской Федерации, а также дополнение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований индикатором, связанным с отсутствием информации об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, по результатам оперативных наблюдений в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Подпунктом "в" пункта 7 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" предусмотрено, что Россельхознадзор (его территориальные органы) осуществляют федеральный государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Исходя из положений статьи 74 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Статьей 16 Федерального закона 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" определено, что государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии и об использовании земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (далее - Положение о Минсельхозе России), Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и по государственному мониторингу таких земель.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения утвержден приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. N 664 (далее - Порядок).
Согласно пункту 9 съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся, в том числе на оперативные наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации о текущем состоянии и использовании сельскохозяйственных земель, проводимых не реже одного раза в год (в период вегетации сельскохозяйственных культур) с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли.
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что результаты государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения подлежат включению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, являющийся подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее - ЕФИС ЗСН).
Таким образом, результаты оперативных наблюдений в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения погружаются в ЕФИС ЗСН, пользователем которой также является Россельхознадзор.
Отсутствие в ЕФИС ЗСН информации о проведении на земельных участках сельскохозяйственного назначения работ, связанных с ведением сельскохозяйственного производства или осуществлением иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, может сигнализировать о возможном несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований земельного законодательства. По результатам выявления предлагаемого индикатора риска нарушения обязательных требований должностными лицами Россельхознадзора направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Таким образом, отсутствие информации об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, по результатам оперативных наблюдений в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, может являться признаком неиспользования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, то есть признаком нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.