Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
(подготовлен ФАС России 01.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закона "О рекламе" (далее - законопроект) предусматривает:
- введение норм, исключающих из сферы распространения Федерального закона "О рекламе" справочные, информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, опросов общественного мнения), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- дополнение нормой, выводящей из под понятия рекламы информацию о товаре, его производителе, размещенную на информационном ресурсе производителя такого товара, информацию о товаре, его производителе или продавце, размещенную на информационном ресурсе продавца такого товара или владельца агрегатора информации об однородных товарах, не содержащую сведений рекламного характера, информацию о товаре, его производителе или продавце, размещенную на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет" и (или) в информационной системе и (или) посредством программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации взаимодействия их пользователей между собой в целях купли-продажи, мены и (или) передачи в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнения работ, оказания услуг, поиска подходящей работы и (или) подбора необходимых работников за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно размещать объявления на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации о купле-продаже, мене и (или) передаче в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнении работ, об оказании услуг, о поиске подходящей работы и (или) подборе необходимых сотрудников, тематически сгруппированные в зависимости от содержания таких объявлений, а также за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно обращаться по таким объявлениям, не содержащая сведений рекламного характера.";
- корректировка норм, регулирующих распространение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, в части возможности размещения необходимой информации о продавце товара посредством указания информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также необходимости указания в такой рекламе такого информационного ресурса, содержащего источник информации исключительно об организаторе и подробных условиях такого мероприятия;
- введение запрета на распространение в телепрограммах и радиопрограммах рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации исключительно указом Президента Российской Федерации;
- исключение из части 1 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" слова "рекламодателем";
- дополнение части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" нормой, устанавливающей обязательность размещения предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, с продолжительностью такого предупреждения не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства);
- корректировку пункта 2 части 5 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", в части необходимости указания в рекламе основанных на риске игр, пари, помимо информации о сроках розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари, также исключительно информации о подробных условиях проведения основанных на риске игр, пари;
- дополнение новой статьей 36.1 Федерального закона "О рекламе", предусматривающей введение института предупреждения при нарушении ограниченного количества норм Федерального закона "О рекламе";
- перенос нормы о том, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации из статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в статью 4 данного Закона.
В настоящий момент положения Федерального закона "О рекламе" не применяются к упоминаниям о товаре, средствам его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Вместе с тем, в связи с развитием информационных технологий, в частности увеличением количества пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", возникают новые способы распространения информации. Так, например, видеоролики, размещенные в сети "Интернет" на различных сервисах, обеспечивающих доступ к видеоконтенту, сами по себе не являются произведениями науки и искусства. При этом демонстрация какого-либо товара в таких роликах зачастую не соответствует признакам критериям рекламы.
Таким образом, предусмотренное законопроектом регулирование в части исключения из сферы действия Федерального закона "О рекламе" информации о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в иные результаты интеллектуальной деятельности позволит устранить правовую неопределенность.
В настоящий момент часть статьи 20 Федерального закона "О рекламе" предусматривает необходимость при размещение рекламы на транспортном средстве заключать договор на размещение рекламы между рекламодателем и собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
При этом при за размещением рекламы к собственнику транспортного средства может обратиться лицо, не являющееся рекламодателем, что вызывает правовую неопределенность при применении части 1 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
Предусмотренное законопроектом регулирование в части введения нормы о допустимости заключения договора на размещение рекламы на транспортном средстве с собственником транспортного средства любым лицом, позволит устранить вышеуказанную правовую неопределенность.
В настоящий момент информация, размещенная на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, объявления на сайтах-агрегаторах различной информации, а также отображаемая по результатам поисковой выдачи, размещается в справочно-информационных целях.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Так, сведения о хозяйственной деятельности организации, а также об оказываемых ей услугах или рекламируемых товарах не преследуют целей, связанных с рекламой и предназначены для информирования посетителей сайтов конкретных организаций об их хозяйственной деятельности, а также об ассортименте товаров и условиях их приобретения, например интернет-магазин.
Сайт-агрегаторы, например www.avito.ru, www.cian.ru, www.youla.ru, www.youdo.ru и т.д. содержат однородный перечень товаров услуг, который отображается исходя из результатов обработки запросов пользователя. Указанная информация также не является рекламой, поскольку не формирует интерес к какому-либо конкретному товару и преследует справочно-информационные цели.
Выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.
При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же однородных сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.
Для устранения возможной неопределенности по данному вопросу необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О рекламе".
В настоящий момент при распространении стимулирующих мероприятий должен быть указан, в частности источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
При этом вышеуказанная информация имеет большой объем для указания ее в рекламе, распространяемой некоторыми способами.
Так, например, при ее трансляции в радиопрограммах, озвучивание такой информации неизбежно увеличит хронометраж рекламы, что негативно повлияет на рекламные бюджеты рекламодателей.
Так, законопроектом предусматривается в рекламе стимулирующих мероприятий указывать источник информации об организаторе и условиях такого мероприятия.
Указанная фраза в полной мере отражает круг информации, с которой потребителю рекламы необходимо ознакомиться при участии в стимулирующих мероприятиях.
В настоящий момент в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
При этом вышеуказанный запрет на распространяется на дни траура, объявленные в субъектах Российской Федерации, что вызывает правовую неопределенность, в связи с неоднозначностью толкования вышеуказанной нормы.
Законопроектом предусматривается уточнить часть 13 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", установив в телепрограммах запрет на распространение рекламы, в дни траура, объявленные указом Президента Российской Федерации, что позволит устранить правовую неопределенность.
В настоящий момент в соответствии с частью 8 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" допускаются размещение, распространение рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда в теле- и радиопрограммах.
При этом часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" предусматривает наличие в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, в настоящий момент часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не содержит информацию о минимальном временном промежутке демонстрации предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе указанной продукции, распространяемой в теле- и радиопрограммах.
Предусмотренное законопроектом регулирование позволит устранить указанную правовую неопределенность.
В настоящий момент, в Федеральном законе "О рекламе" не содержится института предупреждения при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, зачастую добросовестные участники рекламного рынка, в том числе, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, допускают некоторые нарушения норм Федерального закона "О рекламе" в силу неосведомленности о последних изменениях законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в силу низкой правовой грамотности, а также отсутствии в штате юриста. При этом умысла в совершении правонарушений такие организации, как правило, не имеют.
Предусмотренное Законопроектом регулирование в части введения института предупреждения при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе будет способствовать поддержанию экономической стабильности рекламного рынка, в том числе поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в с условиях сложившейся экономической ситуации.
Так, вышеуказанное предупреждение предусматривается единожды применять при выявлении признаков нарушения следующих положений Федерального закона "О рекламе", нарушение которых не приведет к серьезному причинению ущерба потребителям:
- отсутствие указания возрастной отметки в рекламе информационной продукции;
- отсутствие необходимой информации в рекламе стимулирующих мероприятий и при дистанционной продаже товаров, азартных игр;
- отсутствие предупреждения о вреде алкогольной продукции;
- отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний в рекламе лекарственных средств;
- отсутствие необходимой информации в рекламе финансовых услуг.
Вышеуказанное регулирование вводится на основании решения Рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" и отражено в пункте 3 главы II Протокола N 12 от 29.08.2022 г.
Законопроект не противоречит положениям актов более высокой юридической силы, в том числе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Срок вступления Законопроекта в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимостью приведения распространяемой рекламы в соответствие с новыми нормами Федерального закона "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.