Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
(подготовлен Минприроды России 28.06.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Патрушева от 14.06.2024 N ДП-П11-17913.
В соответствии со статьей 44 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) земли лесного фонда могут использоваться в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений).
Лесные участки в указанных целях предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса (в аренду, безвозмездное пользование, с установлением сервитута, публичного сервитута) без проведения торгов на срок от 1 года до 49 лет (пункт 1 части 3 статьи 73.1, часть 3 статьи 72 Лесного кодекса).
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения.
Законопроект направлен на приведение существующих норм статьи 44 Лесного кодекса в соответствие с требованием, предусмотренным подпунктом 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в части установления возможности размещения на лесном участке водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов будет предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения.
Кроме того, законопроектом уточняется перечень лиц, которым лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Законопроектом предполагается, что лесные участки могут предоставляться для указанного вида использования лесов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
По состоянию на 01.01.2024 всего в Российской Федерации в указанных целях заключено 2213 договоров аренды лесных участков, в том числе с гражданами - 1044 договора.
Вместе с тем в целях сохранения лесов законопроектом предполагается внести изменения в статью 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установив запрет на перевод в земли иных категорий земельных участков, предоставленных в указанных целях физическим лицам.
Законопроектом предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Положения законопроекта не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Срок, установленный пунктом 1 статьи 3 законопроекта, обусловлен требованиями, установленными частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.