Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест"
(подготовлен Минздравом России 02.07.2024 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Об Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест"
Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, предусмотренным подпунктом 1.2 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. (пункт 2 поручения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N ДГ-П4-1656), поручениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N ТГ-П12-36пр, от 12 января 2022 г. N ТГ-П44-129, от 15 июля 2022 г. N ТГ-П12-11910, письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 2504-П12, с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 9 августа 2022 г. N ТГ-П12-13385, от 20 ноября 2023 г. N ТГ-П12-15901 поручением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. N ТГ-П12-4173, а также рекомендациями парламентских слушаний "Поддержка и развитие волонтерского движения в России", проводившихся 6 декабря 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володиным.
Предлагаемый проект федерального закона разработан с целью определения правого статуса Российского Красного Креста, основных направлений его деятельности, порядка взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Российский Красный Крест является правопреемником Российского общества Красного Креста, образованного 15 мая 1867 г. и Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, неотъемлемой составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 года, Уставом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Уставными документами и решениями руководящих органов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, участником которого также является Российский Красный Крест, установлено, что свои конкретные гуманитарные обязанности в мирное и в военное время, в условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств национальные общества Красного Креста выполняют в соответствии со своими уставами и национальным законодательством. Причем это национальное законодательство должно определять полномочия национальных обществ не только в их праве и условиях использования эмблемы Красного Креста, но и при осуществлении совместно с органами государственной власти конкретной деятельности, в ходе которой общества выполняют вспомогательную роль.
Вместе с тем, правовой статус этой независимой негосударственной организации, постоянно сотрудничающей с государством и выполняющей по его поручению и совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления ряд его функций, в том числе в международной сфере, в законодательстве Российской Федерации не определен. Это создает для деятельности общества дополнительные трудности и не соответствует сложившейся по данному вопросу мировой практике. В значительном числе стран - США, Италии, Японии, Канаде, Индии, Бразилии, Турции, Греции и многих других - приняты специальные законодательные акты о национальных обществах Красного Креста (или - в некоторых мусульманских странах - Красного Полумесяца).
Проект федерального закона включает 11 статей и определяет цели, задачи и основные направления деятельности, в том числе региональных и местных отделений, основополагающие принципы деятельности Российского Красного Креста, правовые положение Российского Красного Креста, эмблемы Красного Креста и эмблемы Российского Красного Креста, формы взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, меры государственной и муниципальной поддержки Российского Красного Креста, его региональных и местных отделений, а также условия членства и привлечения добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности организации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. N 637-р "Об уплате членских взносов Российского общества Красного Креста в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца" МИД России ежегодно производит уплату членских взносов Российского общества Красного Креста в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых МИДу России в федеральном бюджете на соответствующий год.
Необходимо отметить, что Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 г. N 1056 "О государственной поддержке Российского общества Красного Креста" будет применяться в части, не противоречащей федеральному закону (в случае его принятия).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.