Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2022 года N 891"
(подготовлен Минстроем России 02.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2022 года N 891" (далее - проект постановления) подготовлен с целью создания условий по достижению установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" целевого показателя по обеспечению граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв. метров к 2036 году национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" путем дальнейшего развития жилищно-строительной кооперации граждан.
Правовым основанием подготовки проекта постановления являются нормы частей 6.1 и 6 1-3 статьи 11, а также частей 1 и 4 статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий", в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации предоставлено полномочие определять организации, работники которых имеют право на вступление в члены жилищно-строительных кооперативов, созданных с целью строительства жилья на земельных участках, переданных таким кооперативам в безвозмездное пользование единым институтом развития в жилищной сфере (далее соответственно - единый институт развития, ЖСК).
Проектом постановления предусмотрено дополнение перечня организаций, работники которых имеют право на вступление в члены ЖСК, юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля институтов развития, осуществляющих свою деятельность в соответствии с федеральными законами, составляет более 50 процентов и (или) в отношении которых такие институты развития имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 108 "Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов" (в редакции постановления Правительства от 17 мая 2022 г. N 891 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право обратиться в единый институт развития с ходатайством о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков единого института развития кооперативам, в том числе в целях передачи ранее созданным кооперативам дополнительно земельных участков, о внесении изменений в перечень категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 376" (далее - постановление N 891) к числу граждан, которые могут быть приняты в члены ЖСК, отнесены граждане, для которых основным местом работы является работа в организациях, включенных в перечень организаций, имеющих право обратиться в единый институт развития с ходатайством о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков единого института развития ЖСК, в том числе в целях передачи ранее созданным ЖСК дополнительно земельных участков, утвержденный указанным постановлением N 891 (далее - перечень организаций).
В частности, такими организациями являются государственные корпорации и организации, являющиеся институтами развития, осуществляющие свою деятельность в соответствии с федеральными законами, а также юридические лица, в уставных капиталах которых доля государственных корпораций составляет более 50 процентов и (или) в отношении которых государственная корпорация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц. Юридические лица, находящиеся под преобладающим корпоративным влиянием институтов развития, не включены в число организаций, работники которых имеют право на вступление в члены ЖСК, что не способствует развитию жилищно-строительной кооперации граждан с использованием земельных участков единого института развития и создает неравенство в правах на вступление в члены ЖСК работников юридических лиц, корпоративное участие в которых осуществляют государственные корпорации и институты развития федерального значения.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), регулирующим деятельность единого института развития, предусмотрено, что функции единого института развития, могут осуществляться в том числе его организациями (часть 5 статьи 2 Закона N 225-ФЗ). К организациям единого института развития отнесены некоммерческие организации, которые созданы единым институтом развития либо в отношении которых единый институт развития осуществляет функции по управлению ими в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также дочерние хозяйственные общества единого института развития, включая хозяйственное общество, являющееся кредитной организацией - уполномоченным банком в сфере жилищного строительства (часть 1 статьи 3 Закона N 225-ФЗ).
Таким образом, сотрудники организаций единого института развития оказывают непосредственное влияние на развитие жилищной сферы.
Потенциально изменения затронут 5 650 сотрудников организаций единого института развития.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой изменения установленных целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.