Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду"
(подготовлен Минприроды России от 06.02.2024)
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении оценки воздействия на окружающую среду.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.
3. Требования прилагаемого Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду не распространяются на материалы оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), уведомление о проведении общественных обсуждений которых размещено в установленном порядке до 1 марта 2025 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2024 г. N
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении оценки воздействия на окружающую среду
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (далее - оценка воздействия на окружающую среду) в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, указанной в пункте 1 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращение и (или) уменьшение негативного воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбор оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказ от деятельности.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации планируемой (намечаемой) деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению негативных воздействий, с учетом общественного мнения, выявляемого в ходе обсуждения с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами (далее - общественность, общественные обсуждения, участники общественных обсуждений).
3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", далее - заказчик) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду, далее - исполнитель).
Проведение общественных обсуждений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 11 - 27 настоящего Положения.
4. В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений.
5. Процедура оценки воздействия на окружающую среду состоит из следующих этапов:
1) проведение предварительной оценки;
2) подготовка технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - техническое задание) в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания, включая информирование общественности и проведение общественных обсуждений по проекту технического задания;
3) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду;
4) подготовка предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду;
5) направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления проекта уведомления о проведении общественных обсуждений (далее - уведомление), проведение общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения);
6) подготовка окончательных материалов оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения) на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом проведенных общественных обсуждений, результатов анализа и учета замечаний и предложений общественности, поступивших в ходе указанных обсуждений, и размещение указанных окончательных материалов для ознакомления общественности.
6. В ходе проведения предварительной оценки собирается и документируется информация:
о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая цель и условия ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемые требования к месту реализации, затрагиваемые муниципальные образования, возможность трансграничного воздействия исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды, соответствие документам территориального и стратегического планирования;
о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию;
о возможных воздействиях на окружающую среду, включая потребности в земельных и иных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, и мерах по предотвращению и (или) уменьшению негативных воздействий.
7. Техническое задание составляется в случае принятия заказчиком решения о его подготовке и содержит следующие сведения:
1) наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, адрес в пределах места нахождения (для юридических лиц) или места жительства (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц) заказчика (исполнителя);
2) сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
3) основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 11 - 27 настоящего Положения;
4) основные источники данных для проведения оценки воздействия на окружающую среду;
5) предполагаемый состав материалов оценки воздействия на окружающую среду.
После проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 11 - 27 настоящего Положения техническое задание утверждается заказчиком с учетом результатов анализа замечаний и предложений, поступивших в ходе общественных обсуждений, в течение 10 календарных дней с даты завершения общественных обсуждений согласно пункту 24 настоящего Положения и размещается согласно указанной в уведомлении информации (подпункт 3 пункта 14 настоящего Положения) в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") до истечения срока, указанного в пункте 28 настоящего Положения.
8. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду включают:
1) определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в том числе отказа от деятельности;
2) анализ состояния территории, на которую может оказать воздействие планируемая (намечаемая) хозяйственная и иная деятельность (в том числе состояние окружающей среды, имеющаяся антропогенная нагрузка и ее характер, наличие особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей; водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий, иных территорий (акваторий) или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях охраны окружающей среды;
3) описание альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
4) выявление возможных воздействий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
5) оценку воздействий на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (степень, характер, масштаб, зона распространения воздействий, а также прогноз изменений состояния окружающей среды при реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
6) определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду, оценка их эффективности и возможности реализации;
7) оценку значимости остаточных (с учетом реализации мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду) воздействий на окружающую среду и их последствий;
8) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, включая вариант отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
9) разработку предложений по мероприятиям программы производственного экологического контроля, мониторинга окружающей среды с учетом этапов подготовки и реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
10) разработку по решению заказчика рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
Степень детализации исследований по оценке воздействия на окружающую среду определяется заказчиком (исполнителем) на основании предварительной оценки, исходя из состояния окружающей среды, особенностей планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и обосновывается в техническом задании (в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания). Заказчик (исполнитель) может использовать информацию об объектах-аналогах, сопоставимых по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
В случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся в соответствии с техническим заданием.
9. Материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду, в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения.
Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе вариант отказа от деятельности, а также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду.
При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) исходит из необходимости предотвращения и (или) уменьшения возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.
10. Предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду формируются по результатам исследований по оценке воздействия на окружающую среду, проведенных с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения, а также в соответствии с техническим заданием (в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания).
Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду (или объекта экологической экспертизы, включая окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду, в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения) формируются на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом результатов анализа и учета замечаний и предложений общественности, поступивших в ходе общественных обсуждений.
11. Общественные обсуждения включают комплекс мероприятий, направленных на информирование общественности о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью обеспечения участия общественности, выявления общественного мнения и его учета в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
Общественные обсуждения проводятся с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне:
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой (намечаемой) в пределах территории одного муниципального района, муниципального округа, городского округа, - органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа (далее - уполномоченный орган) совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с настоящим Положением;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой (намечаемой) на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, а также органами местного самоуправления, в пределах территории которых планируется (намечается) такая деятельность, в соответствии с настоящим Положением;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой (намечаемой) в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации, находящегося в наименьшем удалении от места планируемой (намечаемой) деятельности, (далее - уполномоченный орган) совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, а также органами местного самоуправления, территории которых находятся в наименьшем удалении от места планируемой (намечаемой) деятельности, в соответствии с настоящим Положением;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой (намечаемой) на территории двух и более субъектов Российской Федерации, уполномоченный орган определяется в соответствии с абзацами вторым - четвертым настоящего пункта на территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных абзацами четвертым, шестым настоящего пункта, общественные слушания в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения могут быть проведены на территории одного из муниципальных районов, муниципальных, городских округов, расположенных в пределах каждого из субъектов Российской Федерации (в случае их проведения в соответствующем субъекте Российской Федерации), при условии информирования общественности в каждом городском или муниципальном округе или муниципальном районе, расположенном в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с обеспечением возможности ознакомления с объектом обсуждений согласно пункту 12 настоящего Положения и (или) объектом экологической экспертизы.
В случае, предусмотренном абзацем пятым настоящего пункта, общественные слушания в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения могут быть проведены на территории одного из муниципальных районов, муниципальных, городских округов, территория которого находится в наименьшем удалении от места планируемой (намечаемой) деятельности, при условии информирования общественности в таком городском или муниципальном округе или муниципальном районе, с обеспечением возможности ознакомления с объектом обсуждений согласно пункту 12 настоящего Положения и (или) объектом экологической экспертизы.
В случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации, общественные обсуждения проводятся по месту государственной регистрации заказчика уполномоченным органом, определенным в соответствии с абзацами третьим, пятым, шестым и восьмым настоящего пункта.
В случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на территории городов федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь), если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия по организации и проведению общественных обсуждений, предусмотренные Федеральным законом "Об экологической экспертизе", не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", общественные обсуждения проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
12. Общественные обсуждения проводятся по проекту технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания) и по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее - объект обсуждений).
В случае если документация, обосновывающая планируемую (намечаемую) хозяйственную и (или) иную деятельность, является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", на основании решения заказчика допускается проведение общественных обсуждений по объекту экологической экспертизы и предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду одновременно.
13. Общественные обсуждения проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иных государственных, региональных или муниципальных информационных систем, обеспечивающих проведение общественных обсуждений с использованием сети "Интернет" (далее - информационные системы).
По инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений, в рамках общественных обсуждений проводятся обсуждения в очном формате (далее - общественные слушания) с обеспечением возможности одновременного участия в таких слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия или исключительно в очном формате при отсутствии у уполномоченного органа технической возможности обеспечить участие в общественных слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия.
Проведение обсуждений в очном формате (общественных слушаний) может быть инициировано гражданами в течение 7 дней с даты размещения уведомления путем направления в указанный срок в уполномоченный орган соответствующей инициативы в произвольной форме:
посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии);
в письменной форме или в форме электронного документа в адрес уполномоченного органа по адресу (адресам), указанным в уведомлении.
При внесении инициативы о проведении обсуждений в очной форме (общественных слушаний) гражданином указываются сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии), согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В случае проведения общественных слушаний в очном формате при наличии у уполномоченного органа технической возможности обеспечить участие в слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия допускается участие заказчика (исполнителя) в указанных слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия.
14. Для организации и проведения общественных обсуждений заказчиком (исполнителем) не позднее чем за 10 дней до планируемого дня размещения объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы представляется в уполномоченный орган проект уведомления, который должен содержать:
1) информацию об объекте обсуждений и (или) объекте экологической экспертизы, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, включая:
сведения о заказчике и исполнителе работ по оценке воздействия на окружающую среду (полное и сокращенное (при наличии) наименование - для юридических лиц; фамилия, имя и отчество (при наличии) - для индивидуальных предпринимателей, физических лиц; основной государственный регистрационный номер или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес в пределах места нахождения - для юридических лиц; место жительства - для индивидуальных предпринимателей, физических лиц; контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии);
полное и сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, контактная информация (телефон и адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии) уполномоченного органа, ответственного за проведение общественных обсуждений;
наименование объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы (в случае его обсуждения);
наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
цель планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
предварительное место реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
планируемые сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду (указываются в случае проведения общественных обсуждений по проекту технического задания);
контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и уполномоченного органа;
иная информация по желанию заказчика (исполнителя);
2) информацию о месте, в котором доступен для очного ознакомления объект обсуждения и (или) объект экологической экспертизы, о дате открытия доступа, о сроках доступности объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы, о днях и часах, в которые возможно ознакомление с объектом обсуждений и (или) объектом экологической экспертизы;
3) информацию о размещении объекта обсуждений и (или) по решению заказчика объекта экологической экспертизы в сети "Интернет", содержащую электронную ссылку на место размещения указанных материалов в сети "Интернет", о дате и о сроке их размещения;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы, в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения;
5) информацию о возможности проведения по инициативе граждан обсуждений в очном формате (общественных слушаний) в соответствии с пунктами 13 и 15 настоящего Положения.
15. Уполномоченный орган дополнительно указывает в уведомлении порядок инициирования гражданами проведения общественных слушаний в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения или в случае принятия по собственной инициативе решения о проведении обсуждений в очном формате (общественных слушаний) - дату, время и место проведения общественных слушаний.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 12 настоящего Положения, дата проведения обсуждений в очном формате (общественных слушаний) назначается не ранее, чем через 10 дней со дня размещения заказчиком (исполнителем) для ознакомления общественности объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы, в том числе в сети "Интернет", и не позднее, чем за 10 дней до дня завершения общественных обсуждений.
Уполномоченный орган в течение 3 дней со дня поступления в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения проекта уведомления, но не позднее чем за 7 дней до дня размещения заказчиком (исполнителем) для ознакомления общественности объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы, в том числе в сети "Интернет", размещает уведомление:
на официальном сайте в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) и (или) в информационной системе, а также опубликовывает в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в иных средствах массовой информации, в случае, если это предусмотрено правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды в соответствии с приложением N 28 к Положению о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 329 "О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды".
Уведомление может быть размещено на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного органа (при наличии), а также может распространяться иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации.
16. В случае поступления в уполномоченный орган в течение 7 дней после размещения уведомления и в порядке, предусмотренном уведомлением, инициативы граждан о проведении обсуждений в очном формате (общественных слушаний), уполномоченный орган определяет с учетом абзаца второго пункта 15 настоящего Положения дату, время и место их проведения и размещает уведомление о проведении общественных слушаний, содержащее ссылку на уведомление, предусмотренное пунктом 15 настоящего Положения, на своем официальном сайте, а также обеспечивает распространение указанной информации иными предусмотренными пунктом 15 настоящего Положения способами.
Уведомление о проведении обсуждений в очном формате (общественных слушаний) размещается (опубликовывается) в течение 3 дней с даты поступления такой инициативы.
17. Объект обсуждения и (или) по решению заказчика объект экологической экспертизы размещается заказчиком (исполнителем) в сети "Интернет", а также для очного ознакомления, согласно уведомлению и в указанную в нем дату. Период размещения составляет:
1) 10 дней в случае проведения общественных обсуждений:
а) проекта технического задания;
б) предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае если указанные объекты не соответствуют критериям, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - III категорий, если такая деятельность не подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", а также в случае доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с учетом пункта 31 настоящего Положения;
в) предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и (или) план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в случае если указанный план является объектом государственной экологической экспертизы;
г) предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду и (или) объект экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения), переработанные в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы.
2) 30 дней в случае проведения общественных обсуждений объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, а также предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в случаях, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
18. В течение всего периода размещения объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения обеспечивается доступность такого объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы для очного ознакомления в соответствии с уведомлением.
19. Общественные слушания проводятся в очном формате в указанные в уведомлении об их проведении время и месте с обеспечением возможности одновременного участия в общественных слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия или исключительно в очном формате при отсутствии у уполномоченного органа технической возможности обеспечить участие в слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия.
20. В течение всего периода размещения объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы:
посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии);
в письменной или устной форме в ходе проведения общественных слушаний (в случае проведения общественных слушаний);
в письменной форме или в форме электронного документа в адрес уполномоченного органа;
посредством записи в журнале учета посетителей объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы и их замечаний и предложений.
При внесении предложений и замечаний участником общественных обсуждений указываются сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для физических лиц; полное и сокращенное (при наличии) наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес, телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для юридических лиц), согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
21. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения, подлежат фиксации уполномоченным органом в журнале учета замечаний и предложений общественности, а также обязательному рассмотрению заказчиком (исполнителем).
22. Участники общественных слушаний в очном формате (в случае их проведения), посетители очного ознакомления с объектом обсуждений и (или) объектом экологической экспертизы, а также лица, вносящие замечания и предложения по объекту обсуждения и (или) объекту экологической экспертизы, представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для физических лиц; полное и сокращенное (при наличии) наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес, телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для юридических лиц), а также согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
23. Уполномоченным органом, заказчиком (исполнителем) обеспечивается равный доступ к объекту обсуждения и (или) объекту экологической экспертизы всех участников общественных обсуждений (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к сайту, на котором заказчиком (исполнителем) размещен объект обсуждений и (или) по решению заказчика объект экологической экспертизы, официальному сайту, в информационных системах и (или) помещениях уполномоченных органов, подведомственных им организаций, заказчика (исполнителя).
24. Уполномоченный орган с участием заказчика (исполнителя) подготавливает и в срок не позднее 5 рабочих дней после завершения общественных обсуждений оформляет протокол общественных обсуждений, который подписывается представителем(-ями) уполномоченного органа, представителем(-ями) заказчика (исполнителя), представителем(-ями) общественности, заверяется печатью уполномоченного органа и в котором указываются:
1) дата оформления протокола общественных обсуждений;
2) объект общественных обсуждений и (или) объект экологической экспертизы;
3) информация, содержащаяся в размещенном (опубликованном) уведомлении (уведомлениях);
4) дата и источник размещения (опубликования) уведомления (уведомлений), а также сведения о распространении указанной в уведомлении (уведомлениях) информации иными предусмотренными пунктом 15 настоящего Положения способами;
5) сведения о проведении общественных слушаний с указанием (в случае их проведения):
дата, время и место проведения общественных слушаний;
общее количество участников общественных слушаний;
вопросы, обсуждаемые на общественных слушаниях;
предмет разногласий между общественностью и заказчиком (исполнителем) (в случае его наличия);
6) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений;
7) иная информация, детализирующая учет общественного мнения.
Датой завершения общественных обсуждений является дата окончания размещения объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы заказчиком (исполнителем) на сайте в сети "Интернет" в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения.
К протоколу общественных обсуждений прилагается:
перечень принявших участие в рассмотрении объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для физических лиц; полное и сокращенное (при наличии) наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес в пределах места нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии) - для юридических лиц), подпись, согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных (в случае проведения общественных слушаний в дистанционном формате подписи отсутствуют);
журнал учета замечаний и предложений общественности, в котором уполномоченным органом зафиксированы все предложения и замечания участников общественных обсуждений с указанием на предложения и замечания, поступившие в ходе общественных слушаний;
таблица учета замечаний и предложений в соответствии с пунктом 26 настоящего Положения.
25. Участник общественных обсуждений, который внес предложения и замечания, касающиеся объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.
26. Все внесенные в ходе общественных обсуждений замечания и предложения, касающиеся объекта обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы, подлежат обязательному рассмотрению заказчиком (исполнителем).
Результаты рассмотрения отражаются в таблице учета замечаний и предложений, в которой указываются: автор замечаний и предложений (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); для юридических лиц - полное и сокращенное (при наличии) наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность представителя организации, адрес в пределах места нахождения организации, телефон организации, адрес электронной почты (при наличии); содержание замечания и предложения; обоснованный ответ заказчика (исполнителя) о принятии (учете) или мотивированном отклонении с указанием номеров разделов объекта общественного обсуждения и (или) объекта экологической экспертизы.
27. Информация о результатах общественных обсуждений (протокол общественных обсуждений с приложениями и таблица учета замечаний и предложений) размещается уполномоченным органом в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды в соответствии с приложением N 28 к Положению о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 329 "О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды".
28. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду содержат информацию об организации и проведении общественных обсуждений, в том числе об информировании общественности, о сроках проведения общественных обсуждений, о проведении общественных слушаний (в случае их проведения), учете поступивших замечаний и предложений и (или) их мотивированном отклонении, а также о документах, оформляемых в ходе и по результатам проведения общественных обсуждений, включая уведомления, протоколы общественных обсуждений, таблицы учета замечаний и предложений.
Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду утверждаются заказчиком в течении 10 дней с даты завершения общественного обсуждения, размещаются заказчиком (исполнителем) согласно указанной в уведомлении информации (подпункт 3 пункта 15 настоящего Положения) в открытом доступе в сети "Интернет" на 30 дней и используются при подготовке документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляются в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (в случае ее проведения).
29. В соответствии с настоящим Положением и на период его действия нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования могут быть определены:
порядок организации и проведения общественных обсуждений, общественных слушаний по объектам обсуждения и (или) объектам экологической экспертизы;
срок проведения общественных обсуждений;
официальный сайт и (или) информационные системы;
требования к информационным стендам, на которых размещаются уведомления;
форма уведомления, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений;
порядок очного ознакомления общественности с объектом обсуждения и (или) объектом экологической экспертизы.
30. Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны содержать:
1) общие сведения о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности:
сведения о заказчике планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности с указанием наименования юридического лица, адреса в пределах места нахождения юридического лица, телефона, адреса электронной почты (при наличии), факса (при наличии), фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, телефона и адреса электронной почты (при наличии) контактного лица;
наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и планируемое место ее реализации. В случае если документация, обосновывающая планируемую (намечаемую) хозяйственную и иную деятельность, является объектом экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", также указывается наименование и характеристика обосновывающей документации (проектная или иная документация);
цель и необходимость реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические, технологические решения, возможные альтернативы мест ее реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика, а также возможность отказа от деятельности);
техническое задание, в случае принятия заказчиком решения о его подготовке;
2) описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам;
3) описание окружающей среды, которая может быть затронута планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам) (физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия, характеристика растительного и животного мира, качество окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, водных объектов, почв), включая социально-экономическую ситуацию района реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
4) оценку воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, включая вопросы водопотребления и водоотведения, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценка физических факторов воздействия, описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях) планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по рассмотренным альтернативным вариантам ее реализации, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
5) меры по предотвращению и (или) уменьшению возможного негативного воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе по охране атмосферного воздуха, водных объектов, по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земель и почвенного покрова; по предотвращению и (или) уменьшению возможного негативного воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в результате обращения с отходами производства и потребления; по охране недр; по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, включая объекты растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации; по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия на окружающую среду;
6) предложения по мероприятиям производственного экологического контроля, мониторинга окружающей среды;
7) выявленные при проведении оценки воздействия на окружающую среду неопределенности в определении воздействий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, подготовленные (при необходимости) предложения по проведению исследований последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, эффективности выбранных мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия, а также для проверки сделанных прогнозов (послепроектный анализ);
8) обоснование выбора варианта реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, исходя из рассмотренных альтернатив, а также результатов проведенных исследований;
9) сведения об информировании общественности и проведении общественных обсуждений, содержащие:
а) сведения об уполномоченных органах, ответственных за информирование общественности, организацию и проведение общественных обсуждений;
б) сведения об уведомлении (уведомлениях), размещении (опубликовании) уведомления (уведомлений);
в) сведения о дополнительном информировании общественности;
г) сведения о проведении общественных слушаний;
д) сведения о длительности проведения общественных обсуждений с даты размещения объекта обсуждений и (или) объекта экологической экспертизы;
е) сведения о сборе, анализе и учете замечаний и предложений общественности:
об адресе(ах), в том числе электронной почты, согласно уведомлению, по которым уполномоченным органом обеспечен прием замечаний и предложений общественности в течение срока общественных обсуждений;
протокол общественных обсуждений;
таблицу замечаний и предложений общественности по объекту общественных обсуждений и (или) объекту экологической экспертизы;
10) результаты оценки воздействия на окружающую среду, содержащие:
информацию о характере и масштабах воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации негативных воздействий;
сведения о выявлении и учете (с обоснованиями учета или причин отклонения) общественного мнения при принятии заказчиком (исполнителем) решений, касающихся планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
обоснование и решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (в том числе по выбору возможных технических, технологических решений и (или) возможных мест реализации и (или) иных вариантов реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности) или отказа от ее реализации согласно проведенной оценке воздействия на окружающую среду;
11) резюме нетехнического характера (краткое изложение материалов оценки воздействия на окружающую среду, содержащее результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду);
12) приложения (графические и текстовые), в том числе графические, картографические (топографические), расчетные материалы, схемы, чертежи (при необходимости демонстрационные материалы).
Сведения, предусмотренные подпунктом 9, абзацем третьим подпункта 10 настоящего пункта, включаются в окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду.
31. Особенности содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в области аквакультуры, документы и (или) документация, обосновывающие которую отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
Особенности содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
Особенности содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, проекты технической документации которых отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" с учетом пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
Особенности содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении в отношении веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду, проекты технической документации на которые отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", приведены в приложении N 4 к настоящему Положению.
32. Настоящее Положение в части проведения общественных обсуждений не применяется в случаях:
доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, если вносимые корректировки не влекут представление такой проектной документации на государственную экологическую экспертизу;
предусмотренных пунктом 2 статьи 11, пунктом 14 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Приложение N 1
к Положению о проведении оценки
воздействия на окружающую среду
ОСОБЕННОСТИ
содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в области аквакультуры, обосновывающие которую документы и (или) документация отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в области аквакультуры, обосновывающие которую документы и (или) документация отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подготавливаются в соответствии с Положением о проведении оценки воздействия на окружающую среду с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
2. Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические, технологические решения, возможные альтернативы мест реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика, а также возможность отказа от деятельности) (абзац пятый подпункта 1 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
1) в случае осуществления пастбищной аквакультуры:
а) программу осуществления пастбищной аквакультуры на рыбоводном участке на период действия договора пользования рыбоводным участком или на период, определенный заказчиком;
б) объект (объекты) пастбищной аквакультуры;
в) источник (источники) посадочного материала, прогнозируемый ежегодный объем выпуска и изъятия объектов аквакультуры;
г) способы выпуска и изъятия объектов аквакультуры;
д) сведения о судах (если предполагается их использование) и орудиях изъятия объектов аквакультуры;
е) информация о наличии или отсутствии естественного нереста объекта(ов) аквакультуры на выбранном рыбоводном участке;
ж) технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии).
2) в случае осуществления индустриальной аквакультуры:
а) программу осуществления индустриальной аквакультуры на рыбоводном участке на период действия договора пользования рыбоводным участком или на период, определенный заказчиком;
б) информация об объекте индустриальной аквакультуры, включая количественные и качественные показатели;
в) информация о наличии или отсутствии естественного нереста объекта(ов) аквакультуры на выбранном рыбоводном участке;
г) копия проектной документации технических средств (при наличии), чертежи, схемы или иная документация, дающая представление о виде технических средств и его параметрах;
д) описание технических средств с указанием их назначения (выращиваемых объектов аквакультуры), используемых материалов и срока эксплуатации;
е) схема размещения технических средств на рыбоводном участке;
ж) описание способа установки технических средств на рыбоводном участке и способа демонтажа (если планируется) после окончания эксплуатации;
з) сведения об обслуживании технических средств в процессе выращивания объектов аквакультуры;
и) сведения об используемых судах (если предполагается их использование);
к) технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии).
Приложение N 2
к Положению о проведении оценки
воздействия на окружающую среду
ОСОБЕННОСТИ
содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду в отношении проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов (далее - ОДУ) и внесения изменений в ранее утвержденный ОДУ, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подготавливаются в соответствии с Положением о проведении оценки воздействия на окружающую среду с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
2. Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические и технологические решения, возможные альтернативы мест реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика), а также возможность отказа от деятельности (абзац пятый подпункта 1 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
а) краткое описание района добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
б) список видов водных биоресурсов в районах добычи (вылова), в отношении которых разработан ОДУ (вносятся изменения в ранее утвержденный ОДУ);
в) для каждого вида (видов) водных биоресурсов, в отношении которых разработан ОДУ (вносятся изменения в ранее утвержденный ОДУ):
краткая информация о виде (видах) водных биоресурсов, включая ретроспективу состояния популяции данного вида (видов) и ретроспективу его (их) добычи (вылова);
краткое описание ресурсных исследований и иных источников информации, которые являются основой для разработки ОДУ (внесения изменений в ранее утвержденный ОДУ) в отношении этого вида (видов) водных биоресурсов с указанием результатов таких исследований;
общее описание состояния этого вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова) на конец года, предшествующего году разработки и направления ОДУ (внесения изменений в ранее утвержденный ОДУ) на государственную экологическую экспертизу;
количественные показатели ОДУ водных биоресурсов на предстоящий год или количественные показатели изменений в ранее утвержденный ОДУ, а также расчеты и (или) качественные аргументированные оценки, обосновывающие указанные показатели;
выводы о том, что предлагаемый ОДУ позволит осуществлять устойчивое неистощимое рыболовство данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова).
3. Описание окружающей среды, которая может быть затронута планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам) (физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия, характеристика растительного и животного мира, качество окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, водных объектов, почв), включая социально-экономическую ситуацию района реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (подпункт 3 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
краткое описание конкретного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова), как компонента природной среды.
4. Оценка воздействия на окружающую среду (атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, воздействие отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценка физических факторов воздействия, описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях) планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности по рассмотренным альтернативным вариантам ее реализации, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (подпункт 4 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
а) предложения по установлению ОДУ (корректировке ОДУ) водных биоресурсов;
б) обоснование выводов об осуществлении устойчивого неистощимого рыболовства данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова) с учетом предлагаемого ОДУ.
Приложение N 3
к Положению о проведении оценки
воздействия на окружающую среду
ОСОБЕННОСТИ
содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, проекты технической документации которых отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду в отношении техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, проекты технической документации которых отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подготавливаются в соответствии с Положением о проведении оценки воздействия на окружающую среду с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" особенности, предусмотренные настоящим документом, применяются:
в отношении новых техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, - до 1 сентября 2025 г.;
в отношении технологий (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы, - с 1 сентября 2025 г.
2. Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические, технологические решения, возможные альтернативы мест реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика, а также возможность отказа от деятельности) (абзац пятый подпункта 1 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
описание техники, технологического процесса в последовательности его выполнения, материалы опытно-промышленных испытаний, патенты и сертификаты, паспорта (в случаях, предусмотренных требованиями законодательства);
экологическое обоснование технологических решений, включая отчеты и исследования, в котором указываются:
ресурсоемкость и ресурсосберегаемость техники, технологий;
показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую среду, в том числе получаемой продукции, применяемых материалов;
принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и другие характеристики), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями);
данные о соответствии техники, технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов;
данные об аварийности техники, технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении техники, технологий;
оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости);
характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия допустимым уровням;
удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки;
обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду техники, технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду техники, технологий.
3. Описание окружающей среды, которая может быть затронута планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам) (физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия, характеристика растительного и животного мира, качество окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, водных объектов, почв), включая социально-экономическую ситуацию района реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (подпункт 3 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) дополнительно содержит:
описание окружающей среды всех предполагаемых районов применения, а в случае реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации - по почвенно-климатическим зонам.
Приложение N 4
к Положению о проведении оценки
воздействия на окружающую среду
ОСОБЕННОСТИ
содержания материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду, проекты технической документации на которые отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду в отношении веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду, проекты технической документации на которые отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подготавливаются в соответствии с Положением о проведении оценки воздействия на окружающую среду с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
2. Описание планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая альтернативные варианты достижения цели планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (технические, технологические решения, возможные альтернативы мест реализации, иные варианты реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности в пределах полномочий заказчика, а также возможность отказа от деятельности) (абзац пятый подпункта 1 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) содержит:
наименование (химическое название);
сведения об изготовителе;
назначение (сфера применения);
химический класс вещества (веществ);
состав препарата с указанием химического названия для каждой составной части препарата с указанием функционального значения составных частей и их содержание;
физико-химические свойства вещества (веществ), препаративной формы с указанием аналитических методов для определения состава, примесей и иных составляющих;
токсиколого-гигиеническая характеристика;
экологическая характеристика, в том числе поведение в окружающей среде, включая почвы, поверхностные и грунтовые воды, воздух, влияние на животный и растительный мир, микроорганизмы;
обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду с указанием средств и методов контроля для оценки воздействия на окружающую среду;
материалы опытно-промышленных испытаний;
патенты и сертификаты;
отчеты и исследования о химическом веществе (химическом соединении, препарате).
3. Описание окружающей среды, которая может быть затронута планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам) (физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия, характеристика растительного и животного мира, качество окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, водных объектов, почв), включая социально-экономическую ситуацию района реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (подпункт 3 пункта 30 Положения о проведении оценки воздействия на окружающую среду) дополнительно содержит:
сведения о природных зонах и специфике применения по почвенно-климатическим зонам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.