Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 9 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 03.07.2024 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 9 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1.3.10 Плана Министерства внутренних дел Российской Федерации по сопровождению и разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных актов, а также участию в подготовке к подписанию международных правовых актов в 2024 году, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 9 февраля 2024 г. N 1/1472.
Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования нормативного правового регулирования правоотношений, связанных с изъятием паспорта, удостоверяющего гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт).
Так, законопроектом предлагается в статье 11 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотреть возможность выдачи дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящихся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность и дающего право на въезд в Российскую Федерацию гражданину Российской Федерации в случае изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, дипломатического паспорта, служебного паспорта или паспорта за пределами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается в статье 9 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 138) наделить пограничные органы федеральной службы безопасности полномочиями по изъятию паспортов, соотнести полномочия пограничных органов федеральной службы безопасности, дипломатических представительств и консульских учреждений по изъятию паспортов с основаниями недействительности паспорта, предусмотреть изъятие паспорта, предъявленного для удостоверения личности лицом, не являющимся его владельцем, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка установления факта внесения в паспорт недостоверных сведений и критерии, свидетельствующие о наличии в паспорте недостоверных сведений.
Также законопроектом вводится новое основание недействительности паспорта - внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотренных Правительством Российской Федерации. Данное положение направлено на обеспечение замены паспортов, в которых проставлены неустановленные отметки, рисунки либо записи.
Вместе с тем предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка и сроков оказания уполномоченным Министерством внутренних дел Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным государственным унитарным предприятием, организациями социального обслуживания, воинскими частями, администрацией учреждений, исполняющих наказание, либо следственных изоляторов содействия территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в приеме заявлений о выдаче (замене) паспорта, документов, необходимых для его оформления, и во вручении оформленных паспортов, а также порядка и сроков установления личности гражданина Российской Федерации, выдачи временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации.
Кроме того, Министерство внутренних дел Российской Федерации предлагается наделить полномочием по определению формы бланка временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, заявления о выдаче временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, формы бланка заявления об установлении личности гражданина Российской Федерации, справки о приеме заявления об установлении личности гражданина Российской Федерации к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности гражданина Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 9 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2023 г. N 2267 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации", издания нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.