Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФСТЭК России 04.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на усиление административной ответственности за нарушение требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также иных информационных системах, содержащих информацию ограниченного доступа.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации" защита информации в государственных информационных системах обеспечивается обладателями и операторами в соответствии с требованиями о защите информации, устанавливаемыми ФСБ России и ФСТЭК России в пределах их полномочий. Указанные требования о защите информации установлены приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" и приказом ФСБ России от 24 октября 2022 г. N 524 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, с использованием шифровальных (криптографических) средств".
Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами для защиты секретной информации применяются сертифицированные средства защиты информации. Соответствующие требования по защите информации установлены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Административная ответственность за нарушение указанных требований о защите информации и применение несертифицированных средств защиты информации установлена частями 2, 4, 6 и 7 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данным Национального координационного центра по компьютерным инцидентам с начала специальной военной операции возросло количество компьютерных инцидентов, связанных с несанкционированным доступом к информации ограниченного доступа, а также с нарушением функционирования информационных систем государственных органов и организаций. Анализ причин возникновения компьютерных инцидентов показал, что реализация компьютерных атак нарушителями стала возможной в следствии невыполнения требований о защите информации, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе неприменения (нарушения правил применения) средств защиты информации.
Результаты контроля состояния технической защиты информации, проведенного ФСТЭК России в 2022-2024 годах в государственных органах и организациях, показали, что более 73% выявленных нарушений требований о защите информации связаны с непринятием технических мер и наличием недостатков (слабостей) в системах защиты информационных систем государственных органов и организаций. Более 40% проверенных информационных систем имеют критические уязвимости, которые могут быть использованы нарушителями с минимальными навыками для несанкционированного доступа к информации или нарушения функционирования информационных систем.
Наличие нарушений требований о защите информации, создающих предпосылки для возникновения компьютерных инцидентов в информационных системах государственных органов и организаций, и регулярность их выявления в ходе контрольных мероприятий ФСТЭК России указывают на уклонение работников и должностных лиц государственных органов и организаций, ответственных за обеспечение защиты информации в информационных системах, от выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это создает реальные условия для утечки информации ограниченного доступа и нарушения функционирования информационных систем, создавая реальную угрозу для граждан, риски функционирования государственных органов и организаций.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью усиления мер ответственности государственных органов и организаций за нарушение требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также иных информационных системах, содержащих информацию ограниченного доступа.
С целью согласованности проектируемых частей статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях между собой законопроектом предусматривается усиление административной ответственности как за нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, так и за нарушение требований о защите иной информации ограниченного доступа.
При определении максимальных размеров административных штрафов учитывалось также то, что штрафы должны быть направлены на предупреждение совершения правонарушений, учитывать реальное финансовое и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности. Нижняя граница размеров предлагаемых административных штрафов позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, а также реализовать дифференциацию административной ответственности и индивидуализацию административного наказания с учетом значимости информации, содержащейся в информационных системах.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты и дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.