Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 05.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП соответственно) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 24-П (далее - Постановление N 24-П).
Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в следующем порядке: вынесенное судьей - в вышестоящий суд (пункт 1); вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа (пункт 2); вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3); вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3.1); вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 4).
Постановлением N 24-П пункт 4 части 1 статьи 30.1 КоАП признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, созданной в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, чем допускает произвольное отнесение рассмотрения такой жалобы к ведению районного суда по месту нахождения административной комиссии, по месту проведения ее заседания или по месту совершения административного правонарушения.
В целях устранения выявленной Конституционным Судом Российской Федерации неопределенности предлагается пункт 4 части 1 статьи 30.1 КоАП признать утратившим силу.
Корреспондирующие изменения предусмотрены в части 2 и 6 статьи 30.9 и часть 4 статьи 30.12 КоАП.
Внесение указанных изменений в КоАП позволит однозначно определить суд, уполномоченный рассматривать жалобу на постановление административной комиссии, - районный суд по месту нахождения данного коллегиального органа (пункт 2 части 1 статьи 30.1 КоАП).
При этом обжалование постановлений, вынесенных иными органами, созданными в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (не являющимися коллегиальными), будет производиться в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Принятие соответствующего федерального закона позволит конкретизировать компетенцию судей, органов, должностных лиц по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечив тем самым единообразие правоприменительной практики.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие соответствующего федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку будет осуществляться судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными в настоящее время рассматривать жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.