Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 08.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение пункта 1 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм проекта федерального закона N 595096-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко 24 июня 2024 г.
Проект постановления предусматривает изменения, необходимые для приведения некоторых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ).
1. Для обеспечения последовательного и планомерного внедрения положений Федерального закона N 189-ФЗ начиная с 1 января 2025 г. на территории Российской Федерации Федеральным законом N 155-ФЗ предусмотрены положения, в соответствии с которыми актами, регулирующими порядки формирования государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, определяются перечни государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ. При этом информация о таких перечнях размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единый портал бюджетной системы).
В связи с вышеизложенным, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 1891 "Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" предлагается утвердить перечень государственных услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный социальный заказ на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, и определить, что размещение такой информации уполномоченным органом на едином портале бюджетной системы осуществляется до начала формирования федерального социального заказа.
2. Федеральным законом N 155-ФЗ для обеспечения использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение таких услуг (далее - социальный сертификат) предусмотрены положения, устанавливающие право потребителя услуг использовать ЕПГУ при выборе исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг), а также при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг.
В целях обеспечения единообразия правового регулирования установлена возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, либо простой электронной подписи физического лица при использовании ЕПГУ в рамках осуществления выбора исполнителя услуг и обращения с заявлениями в уполномоченный орган.
В связи с вышеизложенным в проекте постановления предлагается предусмотреть изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2021 г. N 430 "Об определении иных обязательных условий, включаемых в договор, заключаемый исполнителем государственных услуг в социальной сфере с потребителем государственных услуг в социальной сфере в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти" в части установления возможности использования вышеуказанных подписей.
3. В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Федерального закона N 155-ФЗ в пункте 8 части 3 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ вносятся изменения в части требований, предъявляемых ко всем участникам отбора исполнителей услуг, о месте регистрации участника отбора исполнителей услуг, которым не может являться государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации.
Указанные изменения в целях приведения в соответствие с законодательством внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1842 "Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - постановление N 1842) и постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2021 г. N 757 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - постановление N 757).
4. Положениями Федерального закона N 155-ФЗ предусматривается предоставление преимущества участникам конкурса на право заключения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, являющимся не только стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения, но и лицом, привлеченным стороной соответствующего соглашения в целях исполнения обязательств по нему в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - лицо, привлеченное стороной соглашения).
В этой связи вносятся изменения в постановление N 1842 в части уточнения сведений, необходимых для предоставления участником конкурса (являющимся лицом, привлеченным стороной соглашения) в целях подтверждения его соответствия категории участников, которым предоставляется преимущество.
5. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в рамках государственного (муниципального) социального заказа и приведения подзаконных актов в соответствие с положениями Федерального закона N 189-ФЗ в ряд постановлений Правительства Российской Федерации внесены юридико-технические правки, а также изменения:
в постановление N 1842 и постановление N 757 в части требования к участнику конкурса об отсутствии сведений о нем в реестре иностранных агентов в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
в постановление Правительства от 5 ноября 2020 г. N 1789 "Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям" в части определения дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и документам, подтверждающим соответствие участника отбора исполнителей услуг указанным требованиям по направлениям деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)" и "спортивная подготовка".
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
К последствиям реализации проекта постановления относится создание дополнительных стимулов для участия инвесторов, реализующих проекты с использованием инструментов в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения, в оказании государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) социального заказа.
Издание проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, реализация положений проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения проекта постановления не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлекут принятия новых и увеличения объема действующих расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.