Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 08.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N Пр-816 о введении внесудебного порядка взыскания с физических лиц задолженности по уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно официальным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с 2016 г. по 2023 г. мировыми судьями ежегодно выносятся порядка 6 млн. судебных приказов по административным делам о взыскании налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Для отмены судебного приказа должнику достаточно направить в суд немотивированные возражения относительно его исполнения (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС).
При этом отменяется ежегодно лишь около 5% от общего числа вынесенных мировыми судьями судебных приказов.
Таким образом, предъявляемые в суды требования о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, рассматриваемые в порядке производства по административным делам о вынесении судебного приказа, как правило, являются обоснованными и признаются налогоплательщиками.
В таких условиях функция по осуществлению правосудия фактически сводится к констатации наличия задолженности и санкционированию принудительного исполнения.
В то же время рассмотрение данной категории дел создает существенную нагрузку и, как следствие, - приводит к затягиванию сроков рассмотрения иных дел, разрешаемых в порядке искового производства с вызовом сторон и исследованием предоставляемых сторонами материалов.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N Пр-816 проектом федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" вводится внесудебный порядок взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании решения налогового органа. Одновременно предусматривается, что при наличии возражений налогоплательщика налоговым органом может быть предъявлено административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица в порядке административного судопроизводства.
Законопроектом в КАС вносятся корреспондирующие изменения, исключающие из числа рассматриваемых судом дел, заявления о выдаче судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций, для которых устанавливается внесудебный порядок.
Положения КАС, регулирующие рассмотрение административных исковых заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций, сохраняют силу и будут применяться для взыскания задолженности при наличии возражений должников.
Кроме того, у должника есть возможность оспаривания действий и решений налоговых органов в порядке главы 22 КАС.
Таким образом, обеспечен необходимый судебный контроль взыскания с физических лиц задолженности по уплате обязательных платежей и санкций.
Законопроектом установлен особый срок вступления его в силу -
1 января 2025 г., синхронизированный со сроком вступления в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", а также предусматриваются переходные положения в целях обеспечения судебной защиты лиц, подавших заявления о выдаче судебных приказов до 1 января 2025 г.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.