Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров"
(подготовлен Минприроды России 10.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2394 (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации положений пункта 6 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом постановления предусматривается расширение перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов), утвержденного указанным постановлением (далее - Постановление N 2394, Перечень), новым видом товара, который может быть произведен при утилизации отходов от использования товаров, упаковки в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, с кодом ОКПД 2 "22.21.30.110 - Плиты, листы пластмассовые, неармированные или не комбинированные с другими материалами".
Основной целью Постановления N 2394 является определение всех видов продукции, которые могут быть произведены в результате утилизации отходов от использования товаров, с целью обеспечения добросовестного и качественного исполнения обязанности в рамках института расширенной ответственности.
Вносимые изменения направлены на включение нового вида товара, который представлен на рынке упаковки в Российской Федерации рядом крупных компаний, производящих полимерный лист методом экструзии и упаковку из него путем термоформования, имеет уникальную технологию производства, позволяющую вовлекать вторичное сырье, и тем самым обеспечивать самостоятельную утилизацию.
В настоящее время российский рынок производства пластмассовых изделий для упаковывания представлен 2,4 тыс. активно функционирующими компаниями (ОКВЭД 22.22), из них 77 компаний являются крупными и средними, 342 являются малыми компаниями, остальные - микропредприятия.
Среди 77 крупных и средних производителей полимерной упаковки выделено 35 крупных и средних компаний, занимающихся производством полимерного листа.
Пластмассовый лист, который предлагается для включения в Конвертор, изготавливается методом экструзии из различных типов полимеров, таких как полиэтилентерефталат, полипропилен, полистирол.
В соответствии с ГОСТ 32794-2014 "Композиты полимерные. Термины и определения" лист представляет собой тонкий, обычно плоский продукт, толщина которого более 0,5 мм, в отличие от пленки, толщина которой не превышает указанное пороговое значение.
В настоящее время в Российской Федерации полимерный лист применяется для производства посуды, тары и упаковки для пищевых продуктов, а именно тортниц, лотков и подложек для мяса/рыбы/птицы/полуфабрикатов, коррексов для конфетно-кондитерской продукции, контейнеров для холодных и горячих блюд, одноразовой посуды и приборов, ланчбоксов, агрокассет для рассады, контейнеров для ягод, фруктов, грибов и овощей, ложементов для бутылок и фруктов, яичной упаковки и прочего.
Компании-производители листа занимаются как самостоятельным производством указанных выше товарных позиций, так и поставляют полимерный лист крупным производителям, таким как Эйч-Энд-Эн (Данон), Эрманн, Вимм-Билль-Данн, АБИ Партнер, Дымовское колбасное производство, Останкинский МПК, Черкизовский МПК, которые изготавливают упаковку для своей продукции путем термоформования листа.
Указанным товарам и упаковке, получаемым из полимерного листа, соответствуют коды ОКПД 2:
22.22.13.121 - коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия из полиэтилентерефталата бесцветные;
22.22.13.129 - коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия прочих цветов из полиэтилентерефталата;
22.22.13.140 - коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия из полипропилена;
22.22.13.150 - коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия из полистирола;
22.22.19.190 - изделия упаковочные (упаковка пластмассовая) прочие, не включенные в другие группировки.
Все вышеперечисленные изделия включены в перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год и в перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2414. Соответственно производители указанной продукции обязаны обеспечить самостоятельную утилизацию или уплатить экологический сбор в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Основным преимуществом технологии производства полимерного листа является возможность исключить стадию гранулирования и получать продукт в виде листа напрямую из флексы, что позволяет сократить термическое воздействие на полимер и продлить его жизненный цикл.
Важно отметить, что применяемые компаниями технологии производства полимерного листа позволяют вовлекать в производство до 100% вторичного сырья.
Кроме того, технология производства упаковки из полимерного листа является безотходной, все производственные отходы собираются и возвращаются повторно в производство.
Анализ четырех крупных производителей показал, что в настоящее время вовлечение вторичного сырья в производство полимерного листа осуществляется компаниями в среднем на уровне 20% (14 тыс. тонн в год). С учетом потенциальной возможности оборудования вовлекать до 100% вторичного сырья, действующих мощностей и объемов производства показатель вовлечения вторичного сырья может достигнуть 100 тыс. тонн в год.
Таким образом, включение полимерного листа в перечень товаров, которые могут быть произведены при утилизации отходов от использования товаров, упаковки в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, повлияет на достижение реализации федерального проекта "Экономика замкнутого цикла".
Включение полимерного листа в перечень повлечет за собой возможность для компаний-производителей листа включиться в реестр утилизаторов, полноценно исполнять требования расширенной ответственности производителей, а также перенаправить средства, предназначенные на уплату экологического сбора на расширение производства, создание мощностей по сортировке и обработке отходов, наращивание объемов вовлекаемых отходов и вторичного сырья, получаемого из отходов.
В рамках подготовки проекта постановления проведен анализ зарубежного опыта, который показал наличие подобной практики в таких странах как Австрия и Китай, где полимерный лист является продуктом утилизации полимерной упаковки (ПЭТ, ПС и ПП).
Также проектом постановления предусматривается раздел "Виды товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов от использования товаров, упаковки (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" группы N 10 "Оборудование и инструменты ручные с механизированным приводом" дополнить знаком действующей сноски "<9>" Постановления N 2394.
Совокупность получаемой продукции в результате утилизации необходима при утилизации всех многокомпонентных отходов от использования товаров. В противном случае, это может привести к фактам заниженной глубины утилизации, за счет извлечения и переработки исключительно наиболее ценных компонентов.
В случае с отходами электронного и электрического лома, недобросовестные утилизаторы в текущей редакции Постановления N 2394 могут ограничится извлечением наиболее ликвидных ломов отходов черных и цветных металлов без разделения по видам и без переработки иных полимерных и прочих компонентов, что в свою очередь противоречит требованиям к технологическим процессам утилизации отходов электронного и электрического оборудования, совокупность которых установлена пунктом 63 Приказа Минприроды России от 11 июня 2021 г. N 399 "Об утверждении требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности".
При этом сноска <9> указывается в аналогичных разделах в отношении других многокомпонентных отходов от использования товаров (Группа N 11 "Элементы первичные и батареи первичных элементов", Группа N 12 "Аккумуляторы свинцовые", Группа N 13 "Батареи аккумуляторные", Группа N 14 "Оборудование электрическое осветительное" и Группа N 15 "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания").
Также изменения направлены на приведение ряда позиций, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2394, в соответствие с действующей редакцией Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (KПEC 2008).
Пунктами 8-9 проекта постановления позицию "Изделия пластмассовые строительные, не включенные в другие группировки 22.23.19.000" приводится в соответствие с изменениями, внесенными приказом Росстандарта от 31 января 2024 г. N 171-ст, а именно начиная с 01.03.2024 в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) аннулирован код "Изделия пластмассовые строительные, не включенные в другие группировки 22.23.19.000", и одновременно внесены уточнения позиций, которые включены в подгруппу 22.23.19.
Одновременно проектом постановления предлагается сделать исключение, что в данную позицию не включается категория "Материалы, изделия и конструкции строительного назначения из полимерных композитов, не включенные в другие группировки 22.23.19.190" ввиду того, что в настоящее время структура ОКПД 2 не предусматривает дополнительных пояснений к категории "22.23.19.190 - Материалы, изделия и конструкции строительного назначения из полимерных композитов, не включенные в другие группировки", отсутствуют документы по стандартизации, которые позволят четко определить характеристики получаемой продукции, в том числе не ясно будут ли обладать производимые под соответствующим кодом товары свойствами готовой потреблению продукции.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.