Проект Приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов"
(подготовлен Минтрансом России 10.07.2024 г.)
В соответствии с пунктами 2, 2.1 статьи 64 и пунктом 4 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов.
2. Признать утратившим силу:
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г, регистрационный N 12793);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 "О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г, регистрационный N 13698);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 67 "О внесении изменений в Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2013 г, регистрационный N 28460);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 110 "О внесении изменений в Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2013 г, регистрационный N 29154);
пункт 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 187 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации в части возврата пассажиру провозной платы при прекращении договора воздушной перевозки пассажира" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г, регистрационный N 33780).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр |
Р.В. Старовойт |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от ________________ N ___
ПОРЯДОК
взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок применяется при взимании платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов*(1) и сборов, при осуществлении регулярных внутренних воздушных перевозок и регулярных международных воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее - перевозка).
2. Плата за регулярные воздушные перевозки должна рассчитываться перевозчиком или по его поручению лицом, осуществляющим от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах*(2) (далее - уполномоченный агент) на основании тарифов или их комбинаций и предусмотренных настоящим Порядком сборов и, в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности, стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
3. Плата за регулярные воздушные перевозки должна рассчитываться перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом в соответствии с условиями применения тарифов*(3), установленными перевозчиком.
4. Тарифы, сборы (за исключением сборов иностранных государств, аэропортового сбора за обеспечение транспортной безопасности*(4) и аэропортового сбора за предоставление аэровокзала (терминала)*(5)), на основе которых рассчитывается плата за регулярные воздушные перевозки, а также условия применения тарифов и сборов устанавливаются перевозчиком.
5. Расчет стоимости перевозки пассажира должен осуществляться на основе пассажирского тарифа.
Пассажирский тариф устанавливается перевозчиком за перевозку между двумя пунктами пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа*(6) либо за перевозку пассажира*(7) в случае, если условия применения тарифа не предусматривают норму бесплатного провоза багажа.
6. Расчет стоимости перевозки багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, должен осуществляться на основе багажного тарифа.
Багажный тариф устанавливается перевозчиком за перевозку единицы веса и (или) за перевозку одного места багажа*(8) между двумя пунктами.
7. Расчет стоимости перевозки багажа, провозимого на отдельном пассажирском кресле в салоне воздушного судна*(9) допускается осуществлять на основе пассажирского или багажного тарифа.
8. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки пассажирские тарифы должны устанавливаться перевозчиком в соответствии с классом обслуживания пассажира на борту воздушного судна (далее - класс обслуживания).
9. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки допускается установление перевозчиком в каждом классе обслуживания, нескольких пассажирских тарифов, различающихся между собой по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и (или) условиям применения тарифа, с определением перевозчиком количества пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов.
10. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и, в случае, если условия применения тарифа предусматривают норму бесплатного провоза багажа, его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика, включая расходы на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, на перевозку в соответствии с льготным тарифом*(10) детей в возрасте до двенадцати лет.
11. В пассажирский тариф допускается не включать следующие расходы перевозчика:
расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа*(11) (далее - сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);
стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее - топливный сбор);
плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (далее - сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);
сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (далее - сборы иностранных государств);
аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала);
стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности, установленная перевозчиком в соответствии с пунктами 100 и 101 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (далее - Общие правилами воздушных перевозок).
12. За услуги, предоставляемые в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, взимать плату за дополнительные услуги повышенной комфортности не допускается.
13. В багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в соответствии воздушным законодательством Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика, включая расходы на обработку такого багажа в аэропортах.
14. В багажный тариф допускается не включать следующие расходы перевозчика:
расходы на оформление ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа*(12) (далее - сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа);
сборы иностранных государств.
15. В соответствии с настоящим Порядком устанавливается следующий перечень расходов перевозчика, фактически понесенных им, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира и удерживаемых с пассажира в соответствии со статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации:
сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования;
сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа;
фактические расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и фактические расходы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира;
фактические расходы, связанные с заказом пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности, понесенные перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности, изменения пассажиром условий их предоставления либо до прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира.
Плата за дополнительные услуги повышенной комфортности не удерживается с пассажира в случае отказа от них в сроки, установленные перевозчиком.
В случае отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности, в случае, если дополнительные услуги не оказаны, подлежит возврату, за исключением фактических расходов, связанных с заказом пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности, понесенных перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности.
16. Период действия тарифов и сборов, на основе которых рассчитывается плата за регулярные воздушные перевозки, устанавливается перевозчиком и определяется первой датой, с которой может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору) и последней датой, в которую может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору).
17. При взимании платы за регулярные воздушные перевозки стоимость перевозки должна рассчитываться перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом как наименьшая из имеющихся в наличии для бронирования на момент оплаты пассажиром перевозки вариантов стоимости перевозки, соответствующих заявленным пассажиром условиям перевозки.
18. Перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тариф(ы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - также информация о стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленная перевозчиком.
19. В случае неправильного применения перевозчиком или его уполномоченным агентом тарифа и (или) сбора для расчета стоимости перевозки, влекущего нарушение требований, предусмотренных настоящим Порядком, до начала, во время или после окончания перевозки, доплата с пассажира не взимается.
Излишне взысканная сумма должна возвращаться пассажиру перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по письменному требованию пассажира по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами воздушных перевозок перевозчика*(13), в десятидневный срок*(14) со дня предъявления соответствующего требования.
II. Порядок расчета стоимости перевозки пассажира по маршруту перевозки
20. Расчет стоимости перевозки пассажира по маршруту перевозки осуществляется на основании:
пассажирского тарифа, установленного перевозчиком за перевозку пассажира между двумя пунктами без пересадки (далее - прямой тариф);
пассажирского тарифа, установленного перевозчиком за перевозку пассажира между двумя пунктами с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы) (далее - сквозной тариф);
пассажирского тарифа за перевозку в одну сторону (далее - тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее - тариф туда и обратно).
21. Для расчёта стоимости перевозки между двумя последовательными пунктами по маршруту перевозки (далее - участок маршрута перевозки) или несколькими участками маршрута перевозки применяется тариф в одну сторону (прямой или сквозной) либо половина тарифа туда и обратно (прямого или сквозного) (далее - тарифный компонент).
Для расчета стоимости перевозки пассажира по маршруту перевозки применяется один или несколько тарифных компонентов (далее - ценовая единица).
22. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки, кроме перевозки без наземных участков в одну сторону (далее - перевозка в одну сторону) перевозчиком должен определяться пункт, в котором заканчивается перевозка в направлении туда и начинается перевозка в направлении обратно (далее - поворотный пункт).
23. Стоимость перевозки пассажиров по маршруту перевозки должна рассчитываться на основе одной ценовой единицы или комбинации нескольких ценовых единиц, соответствующей(их) одному из следующих типов маршрута перевозки и с учетом следующих правил:
а) перевозка в одну сторону рассчитывается на основе ценовой единицы, состоящей из одного тарифного компонента. Для расчета стоимости перевозки в одну сторону применяются тарифы в одну сторону в направлении, совпадающем с направлением перевозки.
б) перевозка без наземных участков из аэропорта (пункта) отправления*(15) до поворотного пункта и обратно в аэропорт (пункт) назначения*(16), при которой аэропорт (пункт) отправления совпадает с аэропортом (пунктом) назначения и маршрут перевозки в направлении туда совпадает с маршрутом перевозки в направлении обратно (далее - перевозка туда и обратно), рассчитывается на основе ценовой единицы, состоящей из двух тарифных компонентов. Для расчета стоимости перевозки туда-обратно на первом тарифном компоненте применяются половины тарифа туда-обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира, на втором тарифном компоненте в направлении, обратном направлению перевозки пассажира;
в) перевозка без наземного участка из аэропорта (пункта) отправления до поворотного пункта и обратно в аэропорт (пункт) назначения, при которой аэропорт (пункт) отправления совпадает с аэропортом (пунктом) назначения и маршрут перевозки в направлении обратно не совпадает с маршрутом перевозки в направлении туда (далее - замкнутая круговая перевозка) рассчитывается на основе ценовой единицы, состоящей из двух или более тарифных компонентов. Для расчета стоимости замкнутой круговой перевозки применяются половины тарифа туда-обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира на всех тарифных компонентах, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в пункте назначения. Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в пункте назначения по маршруту замкнутой круговой перевозки, должны применяться в направлении, обратном направлению перевозки пассажира;
г) перевозка с участком между последовательными пунктами маршрута, на котором не осуществляется воздушная перевозка (наземный участок), и (или) перевозка, при которой аэропорт (пункт) отправления не совпадает с аэропортом (пунктом) назначения (далее - незамкнутая перевозка), рассчитывается на основе ценовой единицы, состоящей из двух и более тарифных компонентов. Для расчета стоимости незамкнутой перевозки применяются половины тарифов туда-обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в стране начала незамкнутой круговой перевозки. Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в стране начала незамкнутой круговой перевозки, допускается применять в направлении, обратном направлению перевозки.
24. Для типа маршрута перевозки туда-обратно поворотным пунктом является пункт обратного вылета. Для типа маршрута круговой замкнутой перевозки и маршрута незамкнутой перевозки поворотный пункт определяется как наиболее удаленный по расстоянию от аэропорта (пункта) отправления пункт маршрута перевозки.
25. При расчете стоимости перевозки пассажира:
а) тариф в одну сторону, если это предусмотрено условиями применения тарифа, допускается удваивать и применять как тариф туда и обратно.
б) половину тарифа туда и обратно не допускается применять как тариф для перевозки в одну сторону;
в) половину тарифа туда и обратно допускается применять только при комбинации тарифов.
26. При расчете стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом должны учитываться условия применения тарифов, в том числе о количестве остановок*(17),и условий их предоставления, о минимальном сроке пребывания пассажира в пункте последней остановки, включая поворотный пункт, определяемому как самый ранний срок, когда может начаться перевозка из последнего аэропорта (пункта) остановки в направлении обратно, и максимальному сроку пребывания пассажира в пункте остановки, определяемому как самый поздний срок, когда может начаться перевозка из последнего пункта остановки в направлении обратно.
27. При взимании платы за перевозку пассажиров курс перевода пассажирского тарифа и сборов в валюту оплаты применяется перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом на дату оформления перевозочного документа.
28. Взимание платы за перевозку пассажира по маршруту перевозки, рассчитанной на основе одной ценовой единицы или комбинации ценовых единиц, осуществляется на основании одного договора воздушной перевозки пассажира.
III. Порядок расчета стоимости перевозки багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, по маршруту перевозки
29. Для расчета стоимости перевозки багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, по маршруту перевозки перевозчиком устанавливаются багажные тарифы за перевозку в одну сторону.
30. Багажные тарифы устанавливаются на единицу веса и (или) на одно место багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского тарифа экономического класса.
30. Плата за перевозку багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, по маршруту перевозки рассчитывается перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом на основе веса "брутто" багажа с округлением до 0,5 килограмма по правилам математического округления и (или) количества мест багажа, багажного тарифа и предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка сборов, действующих на дату начала перевозки багажа в день оформления перевозочного документа на перевозку багажа.
Остаток веса багажа 0,5 килограмма или менее не оплачивается, остаток веса свыше 0,5 килограмма оплачивается как целая единица веса.
31. При взимании платы за перевозку багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, курс перевода багажного тарифа и сборов в валюту оплаты применяется на дату оформления перевозочного документа.
32. Багажные тарифы могут устанавливаться перевозчиком дифференцированно, в том числе:
по типам воздушных судов;
в зависимости от веса сверхнормативного багажа;
в зависимости от размеров негабаритного багажа;
по рейсам;
по классам обслуживания;
для определенных перевозчиком категорий багажа;
для определенных перевозчиком категорий*(18) пассажиров.
35. В случае если перевозка багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, оплачена пассажиром от аэропорта (пункта) отправления до промежуточного пункта, то пассажир обязан оплатить дальнейшую перевозку такого багажа от промежуточного пункта до аэропорта (пункта) назначения.
33. За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком.
34. За перевозку ручной клади и вещей, находящихся при пассажире и забытых пассажиром в воздушных судах и (или) в аэропортах, доставленных перевозчиком в пункт, указанный пассажиром, с пассажира взимается плата, рассчитанная на основе багажного тарифа в соответствии с маршрутом перевозки пассажира или иным маршрутом, по которому была выполнена перевозка ручной клади и вещей, находящихся при пассажире для их доставки в пункт, указанный пассажиром.
IV. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом*(19) пассажира от перевозки
35. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правила воздушных перевозок, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс*(20),
1) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть:
а) тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
б) сбор иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности; аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала);
2) при отказе пассажира от части перевозки перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть:
а) разницу между примененным(и) тарифом(ами) и тарифом(ами) использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки;
Расчет стоимости использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки осуществляется по тарифу(ам), применяемому(ым) в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, соответствующего класса обслуживания перевозчика, выполнившего перевозку, действовавшему(им) на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа.
В случае, если при расчете стоимости использованного участка маршрута перевозки разница между суммой, уплаченной за перевозку, и применяемым тарифом за использованные участки маршрута перевозки отрицательна, возврат провозной платы не производится.
б) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала) на неиспользованных участках маршрута перевозки;
3) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, или от части перевозки:
а) перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом удерживается сумма фактических расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
б) перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом с пассажира взимается неустойка*(21) в случае, предусмотренном статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главой VII настоящих Правил.
36. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира*(22), в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правила воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, не подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
сборы иностранных государств, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
37. При прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки и уведомлении пассажиром об этом перевозчика после окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правила воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс*(23), не подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
V. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки
38. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки*(24)
1) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть:
а) тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
б) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа;
2) при отказе пассажира от части перевозки перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть сумму за невыполненную часть перевозки.
При расчете суммы за невыполненную часть перевозки:
а) расчет стоимости невыполненной части перевозки при отказе от тарифного компонента производится на основании примененного тарифа.
б) расчет стоимости невыполненной части перевозки при отказе от части тарифного компонента определяется как произведение примененного тарифа и доли расстояния невыполненной части перевозки.
Доля расстояния невыполненной части перевозки рассчитывается как отношение расстояния участка перевозки (суммы расстояний участков перевозки) невыполненной(-ых) части(-ей) перевозки к расстоянию участка перевозки (сумме расстояний участков перевозки), входящего(-их) в тарифный компонент, в соответствии с информацией о расстоянии, содержащейся в автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
в) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, на неиспользованных участках маршрута перевозки, а также сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом.
VI. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика*(25)
39. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира:
1) если перевозка ни на одном участке не была выполнена перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть:
а) тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
б) сбор иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала);
2) если перевозка была частично выполнена перевозчик или по его поручению уполномоченный агент обязан вернуть:
а) разницу между примененным(и) тарифом(ами) и тарифом(ами) использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки;
Расчет стоимости использованного(ых) участка(ов) маршрута перевозки осуществляется по тарифу(ам), применяемому(ым) в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, соответствующего класса обслуживания перевозчика, выполнившего перевозку, действовавшему(им) на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа.
В случае, если при расчете стоимости использованного участка маршрута перевозки разница между суммой, уплаченной за перевозку, и применяемым тарифом за использованные участки маршрута перевозки отрицательна, возврат провозной платы не производится.
б) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала) на неиспользованных участках маршрута перевозки.
3) если перевозка ни на одном участке не была выполнена или если перевозка была частично выполнена перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
а) удерживается сумма фактических расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
б) с пассажира взимается неустойка в случае, предусмотренном статьей 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главой VII настоящих Правил.
40. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, не подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
сборы иностранных государств, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
41. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами*(26),
1) если перевозка ни на одном участке не была выполнена перевозчик или по его поручению уполномоченным агентом обязан вернуть:
а) тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
б) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
2) если перевозка была выполнена частично, перевозчик или по его поручению уполномоченным агентом обязан вернуть сумму за невыполненную часть перевозки.
При расчете суммы за невыполненную часть перевозки:
а) расчет стоимости невыполненной части перевозки при отказе от тарифного компонента производится на основании примененного тарифа.
б) расчет стоимости невыполненной части перевозки при отказе от части тарифного компонента определяется как произведение примененного тарифа и доли расстояния невыполненной части перевозки.
Доля расстояния невыполненной части перевозки рассчитывается как отношение расстояния участка перевозки (суммы расстояний участков перевозки) невыполненной(-ых) части(-ей) перевозки к расстоянию участка перевозки (сумме расстояний участков перевозки), входящего(-их) в тарифный компонент, в соответствии с информацией о расстоянии, содержащейся в автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
в) сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, на неиспользованных участках маршрута перевозки, а также сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом.
42. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, если состояние здоровья пассажира воздушного судна создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц*(27), не подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
43. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
тариф(ы), примененный(е) для расчета стоимости перевозки;
сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение транспортной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
VII. Порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и случаи, при которых неустойка не взимается
44. В случае, если перевозка ни на одном участке не была выполнена неустойка рассчитывается перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом в размере не более чем 25 процентов*(28) уплаченной пассажиром за перевозку провозной платы.
В случае, если перевозка была выполнена частично, неустойка рассчитывается перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом в размере не более чем 25 процентов суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки.
Расчет стоимости невыполненной части перевозки производится в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 41 настоящего Порядка.
45. Размер неустойки может устанавливаться перевозчиком дифференцированно по условиям применения тарифов.
46. Применению подлежит неустойка, действующая на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа.
47. При прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правила воздушных перевозок, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, но менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, неустойка не взимается в следующих случаях:
2) отказа пассажира от участков маршрута перевозки с открытой датой отправления*(29);
3) отказа пассажира от участков маршрута перевозки, по которым оформлен билет со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом "на подсадку")*(30);
4) отказа пассажира от перевозки детей в возрасте до двух лет, перевозимых без предоставления отдельного места;
5) в иных случаях, предусмотренных правилами воздушных перевозок перевозчика.
VIII. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату при добровольном изменении*(31) договора воздушной перевозки пассажира
48. При добровольном изменении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира сумма, возвращаемая перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом пассажиру или взимаемая с пассажира перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом, определяется как разница между уплаченной за перевозку суммой, за исключением сбора за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбора за оформление билета, сбора за оформление ордера разных сборов, сбора за оформление электронного многоцелевого документа, сбора за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, и стоимостью перевозки с измененными условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 49 настоящего Порядка.
В случае добровольного изменения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира до начала перевозки, стоимость перевозки рассчитывается на основе тарифов и сборов, действующих на дату начала новой перевозки в день оформления добровольного изменения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира.
В случае добровольного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира после начала перевозки, стоимость перевозки рассчитывается на основе тарифов и сборов, действовавших на дату начала перевозки в день оформления первоначального договора воздушной перевозки пассажира.
49. При добровольном изменении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира в связи с отказом перевозчика пассажиру в регистрации на рейс в аэропорту (пункте) отправления в связи с опозданием пассажира на регистрацию рейса либо в связи с отказом перевозчика пассажиру в посадке в воздушное судно в связи с опозданием пассажира на посадку в воздушное судно и уведомления пассажиром перевозчика о намерении продолжить перевозку на следующих участках маршрута перевозки стоимость перевозки на первом участке маршрута, на который пассажир опоздал, не подлежит возврату, стоимость перевозки на последующих участках маршрута перевозки:
не подлежит перерасчету в случае, если пассажиром не изменяются условия перевозки;
подлежит перерасчету на основе тарифов и сборов, действующих на дату начала перевозки в день добровольного изменения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира в случае, если пассажиром изменяются условия перевозки.
50. При добровольном изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки с пассажира перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом удерживается сумма фактических расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренная условиями применения тарифа.
51. Если заявленное пассажиром добровольное изменение условий договора воздушной перевозки пассажира не допускается условиями применения тарифа, то перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом производится возврат сумм в порядке, предусмотренном главой IV настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных пунктом 49 настоящего Порядка.
IX. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира
52. При вынужденном изменении условий договора воздушной перевозки пассажира доплата с пассажира не взимается.
53. При замене перевозчиком воздушного судна с салонами повышенной комфортности на воздушное судно, не имеющее салонов повышенной комфортности, или при изменении компоновки воздушного судна перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом возвращается разница между оплаченными тарифом и сбором и тарифом и сбором того класса обслуживания, которым была фактически осуществлена перевозка.
54. В случае, если перевозчик вынужденно размещает пассажира в салоне класса обслуживания выше, чем тот, который пассажир оплатил, дополнительная плата с пассажира перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом не взимается.
55. В случае, если при эксплуатации на маршруте перевозки двух и более типов воздушных судов одного перевозчика перевозчиком установлены различные уровни тарифов и сборов, то при замене типа воздушного судна дополнительная плата с пассажиров перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом не взимается.
При этом в случае, если тариф и (или) сбор, указанный(ые) в билете, выше тарифа и (или) сбора, по которому фактически выполняется перевозка, перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом возвращается сумма в размере разницы между тарифом и (или) сбором, указанным в билете, и тарифом и (или) сбором, по которому фактически выполнена перевозка.
X. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату при отказе от перевозки багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа
56. При отказе пассажира от перевозки багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом:
возвращается багажный тариф за неиспользованную часть маршрута перевозки и сбор иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки;
удерживается сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа.
-------------------------------------------
*(1) Абзац 1 пункта 30 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. N 165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 г., регистрационный N 12964), от 25 октября 2010 г. N 231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19174), от 2 апреля 2012 г. N 88 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 г. N 114 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32421) (далее - Общие правилами воздушных перевозок).
*(2) Пункт 1 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(3) Абзац 2 пункта 7 и абзац 4 пункта 37 Общих правила воздушных перевозок.
*(4) Пункт 36 Порядка установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2024 N 149 (зарегистрирован Минюстом России 30.05.2024 N 78354) (далее - Порядок, утвержденный приказом Минтранса России N 149).
*(5) Пункт 45 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России N 149.
*(6) Подпункт 2 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(7) Абзац 4 пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(8) Абзац 3 пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(9) Абзац 2 пункта 141 Общих правила воздушных перевозок.
*(10) Подпункт 3 пункта 2 и пункт 3 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(11) Пункт 44 Общих правила воздушных перевозок.
*(12) Пункт 44 Общих правила воздушных перевозок.
*(13) Пункт 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(14) Статья 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(15) пункт 30 Общих правила воздушных перевозок.
*(16) Пункт 71 Общих правила воздушных перевозок.
*(17) Пункт 118 Общих правила воздушных перевозок.
*(18) Глава VIII Общих правила воздушных перевозок.
*(19) Пункт 229 Общих правила воздушных перевозок.
*(20) Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(21) Подпункт 2 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(22) Подпункт 4 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(23) Подпункт 3 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(24) Пункт 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(25) Статья 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(26) Подпункт 1 пункта 5 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(27) Подпункт 2 пункта 5 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(28) Подпункт 1 пункта 3 статьи 107 и подпункт 2 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(29) Пункт 17 Общих правила воздушных перевозок.
*(30) Абзац 3 пункта 34 Общих правила воздушных перевозок.
*(31) Пункт 42 Общих правила воздушных перевозок.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.