Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок"
(подготовлен Минэнерго России 17.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок" (далее - проект постановления) разработан в соответствии со статьей 151, абзацами третьим, шестым, седьмым, шестнадцатым, семнадцатым и тридцать восьмым пункта 1 статьи 21, абзацем четвертым пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 15 1 ФЗ "Об электроэнергетике", а также Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854, оперативно-диспетчерское управление наряду с отдачей диспетчерских команд, выдачей диспетчерских распоряжений и разрешений может осуществляться путем непосредственного воздействия на технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов диспетчеризации с использованием средств дистанционного управления. Дистанционное управление является одним из средств (способов) реализации текущих функций системного оператора электроэнергетических систем России (далее - системный оператор) по управлению электроэнергетическим режимом энергосистемы. На применение указанного средства (способа) организации оперативно-диспетчерского управления распространяются те же условия и ограничения, что установлены в отношении выдачи и выполнения диспетчерских команд.
В целях реализации требований ФЗ "Об электроэнергетике" и обеспечения применения технологий дистанционного управления при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления проектом постановления вносятся изменения в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1) Правила технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 (далее - ПТФ), в части:
- замены неиспользуемого на практике понятия "центр управления распределенной генерации" понятиями "центр управления ветровыми (солнечными) электростанциями", "центр управления каскадом малых гидроэлектростанций" и нормативного закрепления для владельцев ветровых и солнечных электростанций, а также малых гидроэлектростанций*(1) возможности:
создания центров управления ветровыми (солнечными электростанциями) или центры управления каскадами малых гидроэлектростанций для обеспечения в отношении таких электростанций оперативно-технологического управления;
изменения формы круглосуточного оперативного обслуживания указанных электростанций (с отказом от постоянного дежурства оперативного персонала на электростанциях) в случае создания вышеуказанных центров управления и реализации в отношении электростанций дистанционного управления из диспетчерских центров.
Реализация указанных изменений позволит оптимизировать оперативно-технологическое управление электростанциями, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), снизить связанные с этим расходы владельцев объектов электроэнергетики при одновременном исключении рисков для энергосистемы и электроснабжения потребителей в случае потери управления соответствующими электростанциями из центра управления, организованного их владельцами;
- оптимизация (послабление существующих требований) периода времени, в течение которого персонал должен прибыть на объект электроэнергетики для ветровых (солнечных) электростанций и подстанций высшим классом напряжения 110 (150) или 220 кВ;
- распространения требований, предъявляемых к организации и функционированию центров управления сетями, на центры управления ветровыми (солнечными) электростанциями и центры управления каскадами малых гидроэлектростанций, в том числе в части необходимости распределения функций по технологическому управлению и ведению, обеспечения наличия инструктивной и оперативной документации, оснащения IT-инфраструктурой и каналами связи;
- дополнение пунктов ПТФ, которые определяют требования к изменению технологических режимов работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок указанием на возможность реализации соответствующих изменений не только путем выдачи голосовых диспетчерских команд и распоряжений или действиями оперативного персонала объектов электроэнергетики, но и посредством использования средств дистанционного управления из диспетчерских центров и центров управления, создаваемых владельцами объектов электроэнергетики;
- регламентации порядка организации и осуществления дистанционного управления, включая необходимость составления перечней распределения функций дистанционного управления между диспетчерскими центрами, центрами управления и персоналом объектов электроэнергетики, возможность осуществления дистанционного управления в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств, находящихся как в диспетчерском (технологическом) управлении, так и в диспетчерском (технологическом) ведении. При этом требования к осуществлению дистанционного управления установлены в том числе с использованием механизма отсылочных норм на серию национальных стандартов Российской Федерации "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Дистанционное управление" (ГОСТ Р 59948-2021, ГОСТ Р 59949-2021, ГОСТ Р 59950-2021, ГОСТ Р 59947-2021);
- закрепления возможности передачи диспетчерского графика на электростанции в электронном виде с использованием средств дистанционного управления (непосредственно в автоматизированную систему управления технологическими процессами электростанции). При этом все существующие принципы, требования к формированию диспетчерских графиков сохраняются неизменными.
2) Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2004 N 854 (далее - Правила ОДУ), в части:
- дополнения редакции Правил ОДУ положениями, раскрывающими виды дистанционного управления из диспетчерских центров;
- определения порядка согласования планов-графиков перехода на дистанционное управление, разрабатываемых в соответствии со ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике", которые в силу прямого указания в законе должны быть выполнены до 01.07.2027 в отношении существующих объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до 01.01.2025, для которых установлено наличие технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров;
- внесения уточняющих изменений по тексту Правил ОДУ, предусматривающих возможность применения дистанционного управления из диспетчерских центров как одного из средств (способов) реализации текущих функций системного оператора по управлению электроэнергетическим режимом энергосистемы, наряду с голосовыми диспетчерскими командами и документальными распоряжениями.
3) Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в части:
- уточнения содержания услуги по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечению функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности и розничных рынков электрической энергии и осуществлению проектирования развития электроэнергетических систем (услуга по ОДУ-1): состав функций системного оператора, выполнение которых входит в содержание указанной услуги, приведен в соответствие со ст. 14 ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ, в том числе дополнен функцией по изменению технологических режимов работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок путем непосредственного воздействия на них с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров.
Аналогичные изменения внесены в предмет безвозмездных соглашений о технологическом взаимодействии, заключаемых системным оператором с субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования электроэнергетических систем;
- распространения уже существующей обязанности владельцев электростанций, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), предоставлять системному оператору информацию о структуре оперативно-технологического управления и наличии центра (центров) управления такими электростанциями на владельцев малых гидроэлектростанций в случае создания центра управления каскадом малых гидроэлектростанций.
4) Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП), в части уточнения перечня документов, прилагаемых к уведомлению о готовности к проверке выполнения технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В действующей редакции Правил ТП проверка выполнения заявителем мероприятий, обеспечивающих наличие технической возможности дистанционного управления из диспетчерских центров, осуществляется только в случаях, когда схема оперативного обслуживания объекта электроэнергетики не предусматривает круглосуточного дежурства на объекте оперативного персонала.
Предлагаемые проектом постановления изменения гармонизированы с требованиями ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ), а также Правилами ввода объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы, утвержденными приказом Минэнерго России от 15.01.2024 N 7, которые не связывают необходимость организации дистанционного управления из диспетчерских центров только с такой схемой оперативного обслуживания объекта электроэнергетики. Поэтому проверка выполнения технических условий в части реализации заявителем мероприятий, обеспечивающих наличие технической возможности дистанционного управления из диспетчерских центров, должна осуществляться вне зависимости от принятой заявителем схемы оперативного обслуживания объекта электроэнергетики.
5) Постановление Правительства РФ от 06.05.2024 N 594 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям", в части возможности применения изменений, связанных со сроками согласования изменений в технические условия с системным оператором, перечнем документов, представляемых для проведения проверки выполнения технических условий, ко всем техническим условиям. Указанные положения не связаны с вопросами определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, поэтому требования Правил ТП в указанной части должны распространяться не только на отношения, возникающие на основании заявок на технологическое присоединение, поданных после 1 июля 2024 года, но и на отношения, возникающие на основании заявок, поданных до указанной даты.
6) Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, в части учета при оценке готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии и реализации внешней регулировочной инициативы фактов выполнения (отказов от выполнения) не только голосовых диспетчерских команд диспетчерского персонала системного оператора, но также команд дистанционного управления из диспетчерских центров.
7) Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления), в части:
- возможности введения графиков временного отключения потребления с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров путем автоматизированной передачи команд на введение в действие таких графиков из диспетчерских центров в автоматизированные системы технологического управления центров управления сетями сетевых организаций.
Указанный вид дистанционного управления является опциональным и применяется только при наличии у сетевых организаций технической возможности применения такого способа введения графиков временного отключения потребления (включая реализацию необходимого функционала в автоматизированных системах технологического управления центров управления сетями сетевых организаций). Обязанности сетевых организаций по осуществлению каких-либо мероприятий, которые обеспечат создание такой технической возможности, проектом постановления не предусматривается, какие-либо требования по оснащению центров управления сетями дополнительным оборудованием не устанавливаются.
- уточняются способы ввода в действие графиков временного отключения, указанные в пункте 43 Правил ограничения режима потребления: предусмотрено, что диспетчерская команда (распоряжение) системного оператора может быть передана с использованием средств дистанционного управления из диспетчерского центра, график временного отключения потребления может быть введен дистанционно;
- в целях обеспечения эффективности применения графиков временного отключения потребления как меры противоаварийного управления закрепляется принцип приоритетного включения в указанные графики тех энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в отношении которых имеется техническая возможность дистанционного ввода в действие таких графиков с питающих центров или из центра управления сетями сетевой организации.
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части приведения полномочий Минэнерго России по установлению требований к функционированию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в соответствие с редакцией абзаца четвертого пункта 2 статьи 28 ФЗ "Об электроэнергетике", предусмотренной Федеральным законом от 13.07.2024 N 185-ФЗ: в рамках указанных требований уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в том числе уполномочен устанавливать требования к осуществлению дистанционного управления.
Проект постановления не устанавливает новые требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Проектом постановления изменяются существующие обязательные требования, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами, в части вышеуказанных положений.
Оценка соблюдения обязательных требований, изменяемых проектом постановления, осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики в соответствии со ст. 29.1 ФЗ "Об электроэнергетике", а в отношении изменений, вносимых в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности - в рамках механизма определения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентами оптового рынка.
Срок действия проекта постановления не ограничивается сроком, предусмотренным частью 4 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ввиду наличия изъятия из указанного положения в отношении нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, установленного пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике", и с учетом требований ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, переход оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление из диспетчерских центров должен быть выполнен до 2035 года. Реализация в отношении объектов электроэнергетики дистанционного управления из диспетчерских центров возможна только при наличии технической возможности: объект электроэнергетики должен соответствовать критериям, установленным ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике" и Правительством Российской Федерации. В случае отсутствия технической возможности, реализация мероприятий для ее создания осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики, которая осуществляется в соответствии с планами компаний по реализации соответствующих инвестиционных проектов. Для осуществления инвестиционного планирования и учета соответствующих расходов при финансовом планировании своей деятельности и долгосрочном тарифном регулировании владельцам объектов электроэнергетики важно заблаговременно понимать весь объем требований, соблюдение которых необходимо в отношении объекта электроэнергетики. Предъявляемые при этом требования должны носить долгосрочный характер и не меняться в течение цикла реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике и на стадии эксплуатации объектов электроэнергетики. Это обеспечивает компаниями прозрачные, равные и недискриминационные условия деятельности в сфере электроэнергетики. С учетом этого действие проекта постановления не может быть ограничено 6-летним сроком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике" сроки вступления в силу нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики могут определяться указанными нормативными правовыми актами без учета положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". С учетом необходимости принятия проекта постановления для своевременной реализации положений ФЗ "Об электроэнергетике" проект постановления вступает в силу порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" для актов Правительства Российской Федерации.
Принятие и применение норм проекта постановления не повлечет роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней, не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта постановления обеспечивает достижение цели по переходу оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами работы объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше в ЕЭС России, а также объектами электрической сети 110 кВ и выше и объектами генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предусмотренной Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Под малыми гидроэлектростанциями для целей проекта постановления понимаются гидравлические электростанции установленной генерирующей мощностью 50 мегаватт и менее, автоматизированные системы управления которых обеспечивают работу таких электростанций в автоматическом режиме без вмешательства оперативного персонала с обеспечением изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния оборудования и устройств с использованием средств дистанционного управления, обеспечением управления водным режимом и выполнением установленных ограничений работы основного и вспомогательного оборудования, а также безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.