Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда"
(подготовлен Минтрудом России 19.07.2024 г.)
Правовым основанием разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" (далее - проект постановления, Госпрограмма) является необходимость приведения Госпрограммы в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ), а также изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Закон N 181-ФЗ) Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 651-ФЗ) в части поэтапного перехода реабилитационных организаций субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их предоставления, разработка и утверждение которых предусмотрена Законом N 651-ФЗ.
Проектом постановления предусмотрено внесение ряда изменений в части корректировки наименования цели развития Российской Федерации и ее целевого показателя в соответствии с Указом и дополнения оценки текущего состояния сферы реализации Госпрограммы описанием существующих ограничений в сфере ее реализации, подготовленных в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации.
Кроме этого в приложении N 1 к Госпрограмме приведены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее соответственно - субсидия, приложение N 1, Правила).
Начиная с 2019 года распределение и предоставление субсидии является ключевым механизмом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по развитию реабилитационной инфраструктуры.
Субсидия предоставляется на организацию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи, сопровождаемого проживания в субъекте Российской Федерации на основе программного метода, а именно на финансовое обеспечение следующих мероприятий:
приобретение реабилитационного и абилитационного оборудования для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;
приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;
проведение обучения специалистов, обеспечивающих осуществление реабилитационных мероприятий инвалидам и детям-инвалидам в различных сферах деятельности, оказание услуг ранней помощи, организацию сопровождаемого проживания инвалидов;
создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы субъекта Российской Федерации в целях формирования системы комплексной реабилитации, включая раннюю помощь и сопровождаемое проживание инвалидов;
проведение обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам;
приобретение мебели, бытовой техники в организации, реализующие сопровождаемое проживание инвалидов, подлежащие включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов субъекта Российской Федерации, для организации сопровождаемого проживания инвалидов.
Таким образом, данная субсидия позволяет субъектам Российской Федерации укрепить и расширить реабилитационную инфраструктуру, однако не предполагает софинансирования расходов на оплату самих услуг по комплексной реабилитации.
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом Законом N 651-ФЗ предусмотрено предоставление реабилитации и абилитации путем оказания услуг по реабилитации и абилитации, соответствующих стандартам их предоставления.
Законом N 651-ФЗ предусмотрен переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами.
Разработка и утверждение стандартов будет осуществляться поэтапно федеральными органами исполнительной власти, а их внедрение в регионах будет осуществляться в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 938.
В переходный период оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, полномочия на разработку которых также введены Законом N 651-ФЗ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил разработки плана мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 938, в развитие Закона N 651-ФЗ, субъектам Российской Федерации в 4-х месячный срок со дня вступления в силу вышеуказанных Правил рекомендовано разработать планы мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям (далее - планы перехода) и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий до 1 января 2030 года.
Кроме этого в соответствии с Законом N 651-ФЗ высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по утверждению Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.
Также согласно Правилам организации сопровождаемого проживания инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2024 г. 910, нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании, включая объем, периодичность и продолжительность предоставляемых ему услуг, определяется уполномоченным органом на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (далее - акт о нуждаемости в сопровождаемом проживании) с учетом критериев, применяемых для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), утвержденных приказом Минтруда России от 28 июля 2023 г. N 606н.
В этой связи проектом постановления предлагается внесение изменений в приложение N 1 к Госпрограмме в части изменения условий предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Так, в качестве условия предоставления и распределения субсидий проектом постановления взамен правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, предлагается установить:
акт о нуждаемости в сопровождаемом проживании;
Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.
Принимая во внимание что Закон N 651-ФЗ и все подзаконные акты, принятые в его развитие вступают в силу с 1 марта 2025 года, проектом постановления предлагается установить, что для предоставления субсидии в 2025 году, субъектам Российской Федерации необходимо представить проект плана перехода и проект Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.
В связи с изменением условий предоставления субсидии проектом постановления соответственно предлагается изменить и само наименование Правил.
В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, проект постановления не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Принятие проекта постановления не потребует приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов Правительства Российской Федерации.
Проект постановления в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.