Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
(подготовлен Минтрудом России 24.07.2024 г.)
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Закон N 548-ФЗ) начиная с 2025 года установлена норма о соотношении между МРОТ и медианной заработной платой не менее 48%.
Подпунктом "с" пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2024 году предусматривается повышение МРОТ опережающими темпами, предусмотрев рост МРОТ к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее 35 тыс. рублей в месяц. Выполнение указанной задачи предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 (подпункт "м" пункта 2).
С учетом увеличения, предусмотренного в 2025 году в соответствии Законом N 548-ФЗ, проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) МРОТ устанавливается с 1 января 2025 года в сумме 22440 рублей (рост 16,6%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 48%. Медианная заработная плата за 2023 год по данным Росстата составляет 46751 рубль.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,2 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.