Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров технических средств реабилитации, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов"
(подготовлен Минтрудом России 26.07.2024 г.)
Правовым основанием разработки проекта приказа Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации "Об утверждении перечня медицинских и социальных показаний, медицинских противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров технических средств реабилитации, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалида" является часть шестнадцатая статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - проект приказа, социальные показания, ТСР, Федеральный закон N -181 ФЗ).
Проектом приказа впервые утверждаются не только медицинские показания, но и социальные показания для обеспечения инвалидов по отдельным видам ТСР.
Также проект приказ включает перечень технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров ТСР, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В настоящее время перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 27.04.2023 N 342н (далее - приказ N 342н), содержит общие подходы к определению показаний к техническим средствам реабилитации с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Проектом приказа конкретизирована социальная составляющая для каждой группы технических средств реабилитации в зависимости от ее использования с целью реабилитационной направленности, что способствует повышению качества разрабатываемой ИПРА применительно к каждому инвалиду с целью индивидуального подбора технических средств реабилитации с учетом не только медицинских показаний, но и отдельных социальный факторов.
Социальные показания определяются при проведении медико-социальной экспертизы, которые принимаются во внимание в дополнение к установленным медицинским показаниям при назначении инвалидам конкретных ТСР в целях повышения активности и участия инвалида, а также эффективности восстановления способности инвалидов к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и трудовой деятельности.
Социальные показания включают: возраст; получение общего и профессионального образования, профессионального обучения; трудовую направленность; выполнение трудовой деятельности; участие в общественной, творческой деятельности; осуществление досуговой деятельности; занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом; условия проживания; особенности использования технических средств реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов); характеристику семьи и ближайшего окружения.
Проект приказа дополнен социальными показаниями для обеспечения инвалидов ТСР применительно к отдельным видам изделий, таким как:
Кресло-коляска активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов); |
Кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней; |
Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением; |
Протезы нижних конечностей с микропроцессорным управлением; |
Электронный ручной видеоувеличитель; |
Брайлевский дисплей для инвалидов, в том числе детей-инвалидов; |
Программное обеспечение экранного доступа для инвалидов, в том числе детей-инвалидов; |
Вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом для детей-инвалидов. |
В проекте приказа расширены медицинские показания для обеспечения инвалидов креслами - колясками с электроприводом, брайлевским дисплеем и программным обеспечением экранного доступа, а также вспомогательным электронным средством ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, для повышения качества жизни отдельной категории граждан с высокой степенью активности (мобильности).
Сформирован перечень технических решений, в том числе специальных, конструктивных особенностей и параметров ТСР, используемых в целях устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалида и рационального подбора ТСР.
При подготовке проекта приказа использованы результаты правоприменительной практики реализации положений приказа N 342н, а также научно-методические разработки ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России.
Принятие приказа не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с отсутствием в проекте приказа положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проведение оценки регулирующего воздействия не требуется.
Проектом приказа не устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа не подлежит обсуждению на общественном совете, поскольку не относится к составу нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877.
Нормы проекта приказа соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.