Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида и их форм, а также порядка привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида реабилитационных организаций и порядка координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 26.07.2024 г.)
В соответствии с частью первой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.98 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
1. Утвердить:
порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида согласно приложению N 3 к настоящему приказу;
порядок привлечения к разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида реабилитационных организаций согласно приложению N 4 к настоящему приказу;
порядок координации реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида, включая мониторинг такой реализации и предоставление информации о результатах мониторинга в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением пункта 11 подраздела 9 раздела II индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и пункта 11 подраздела 9 раздела II индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, утвержденных настоящим приказом, который вступает в силу с 1 сентября 2027 года.
Министр |
А.О. Котяков |
Приложение N 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ___ ____________ 2024 г. N _____
Порядок
разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и ребенка-инвалида
I. Общие положения
1. Настоящий порядок устанавливает правила разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида) (далее при совместном упоминании - ИПРА) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главными бюро медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро), и реализацию ИПРА органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реабилитационными организациями*(1).
2. ИПРА содержит комплекс оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида (ребенка-инвалида) к выполнению определенных видов деятельности, включая обеспечение техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду*(2), техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренными региональными перечнями реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду), реабилитационными и абилитационными мероприятиями, техническими средствами реабилитации, товарами и услугами, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, рекомендуемыми товарами и услугами, предназначенными для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала*(3), а также сроки и порядок их реализации.
II. Порядок разработки ИПРА
3. ИПРА разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма, реабилитационного и абилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
4. По приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного им должностного лица, гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в разработке ИПРА могут принимать участие с правом совещательного голоса представители реабилитационных организаций, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, протезно-ортопедических предприятий вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, работодатели, педагоги и другие специалисты.
В случаях, требующих применения сложных специальных видов обследования, гражданин может быть направлен с целью получения консультации для разработки или коррекции ИПРА в главное бюро (Федеральное бюро), в части вынесения рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации - в протезно-ортопедическое предприятие вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
5. Разработка ИПРА состоит из следующих этапов:
первый этап включает комплекс следующих мероприятий:
а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;
б) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;
в) определение реабилитационного и абилитационного прогноза;
второй этап включает определение комплекса оптимальных для инвалида (ребенка-инвалида) мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, включая технические средства реабилитации, реабилитационных мероприятий, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей, сроки и порядок их реализации, цель комплексной реабилитации и абилитации.
Определение комплекса оптимальных для инвалида мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации осуществляется с учетом:
а) рекомендуемых медицинской организацией мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу*(4);
б) заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
в) перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации*(5) (далее - Перечень показаний), в части рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;
г) рекомендаций по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) техническими средствами реабилитации и услугами, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на основании соответствующих региональных перечней;
д) рекомендаций по обеспечению товарами и услугами, предназначенными для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала), при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида;
и) показаний для реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации*(6);
и) заключений реабилитационных организаций соответствующего профиля.
6. ИПРА разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид").
Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, не должен превышать срока действия ИПРА.
7. При изменении состояния здоровья, влекущем необходимость изменения содержания ИПРА в части мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, в том числе по обеспечению техническими средствами реабилитации, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и разрабатывается новая ИПРА.
8. При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При необходимости внесения исправлений в ИПРА в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), изменением исполнителя мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка), по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
При необходимости внесения изменений в ИПРА в связи с установлением целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) по заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его заявленного или уполномоченного представителя) взамен ранее выданной разрабатывается новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования, если с момента предыдущего освидетельствования прошло не более трех лет, по данным, имеющимся в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина*(7).
При необходимости включения в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее - товары и услуги за счет средств материнского капитала), по заявлению ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя), взамен ранее выданной ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается новая ИПРА ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Разработка новой ИПРА ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах за счет средств материнского капитала осуществляется на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг за счет средств материнского капитала, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.
В случае если в ИПРА ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о нуждаемости ребенка-инвалида в их приобретении на основании сведений об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка, полученных от медицинской организации в рамках программы дополнительного обследования*(8), посредством направления межведомственного запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Формирование программы дополнительного обследования не требуется, если заявление о включении в ИПРА ребенка-инвалида товаров и услуг за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, поступило в течение одного года с даты выдачи указанной ИПРА ребенка-инвалида бюро (главным бюро, Федеральным бюро). В этом случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг за счет средств материнского капитала, относящихся к медицинским изделиям, принимается на основании имеющихся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведений предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида.
При получении из территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, запроса на уточнение в ИПРА ранее рекомендованного технического средства реабилитации*(9), в части приведения вида, наименования и характеристик (параметров) данного средства в соответствие с Перечнем показаний, взамен ранее выданной разрабатывается новая ИПРА. Разработка новой ИПРА осуществляется без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу*(10).
При выявлении у инвалида медицинских противопоказаний для обеспечения техническим средством реабилитации, по которому поступил запрос, осуществляется подбор иного показанного технического средства реабилитации, направленного на компенсацию тех же ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма, за исключением случаев, предусмотренных абзацами первым, вторым и третьим настоящего пункта.
Разработка новой ИПРА с включением в нее рекомендаций о показанных технических средствах реабилитации осуществляется исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала с использованием Перечня показаний, с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала.
При необходимости уточнения клинико-функциональных данных инвалида (ребенка-инвалида) составляется программа дополнительного обследования.
Изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, не осуществляется.
9. При формировании ИПРА данные отмечаются условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
В строке "ИПРА инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА инвалида и в строке "ИПРА ребенка-инвалида N ___ от "__" ________ 20__ г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N ___ от "__" ________ 20__ г." ИПРА ребенка-инвалида указываются номер и дата формирования ИПРА.
В разделе I "Общие данные" ИПРА указываются общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде) в соответствии с данными, указанными в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина, сведения об установленной группе инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), целевой реабилитационной группе, реабилитационном и абилитационном потенциале и прогнозе, степенях выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности, целях реализации мероприятий и оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
В пункте 18.6 ИПРА инвалида указывается дата, до которой установлена инвалидность (день, месяц, год), - первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается отметка "бессрочно" при первичном и повтором освидетельствовании.
В пункте 18.2 ИПРА ребенка-инвалида указывается дата, до которой установлена категория "ребенок-инвалид" (день, месяц, год), - первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается отметка "до достижения возраста 18 лет" при первичном и повтором освидетельствовании.
В разделе II "Основные направления комплексной реабилитации и абилитации" ИПРА указываются сведения о нуждаемости (ненуждаемости) инвалида (ребенка-инвалида) в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, а также мероприятия и условия для преодоления, восстановления или формирования имеющихся у инвалида (ребенка-инвалида) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалиду (ребенку-инвалиду) равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В графы "Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг", "Перечень ТСР и услуг" ИПРА заносятся сведения в отношении освидетельствуемого гражданина, которые отмечаются условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, или прописываются текстовой информацией.
В графах "Срок, в течение которого рекомендовано проведение мероприятий и оказание услуг" и "Срок, в течение которого рекомендовано предоставление ТСР и услуг" ИПРА указывается срок, в течение которого проводятся мероприятия и оказываются услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
В графах "Исполнитель мероприятий и услуг" и "Исполнитель предоставления ТСР и услуг" ИПРА указывается исполнитель мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сферах социальной защиты населения, охраны здоровья, образования, в области содействия занятости населения, культуры, физической культуры и спорта, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, инвалид (его законный или уполномоченный представитель) либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм).
В подразделе 1 "Медицинская реабилитация" ИПРА заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по медицинской реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) выносится с учетом заключений медицинской организации о рекомендуемых мероприятиях по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.
В подразделе 2 "Протезно-ортопедическая помощь" ИПРА заключения о нуждаемости (ненуждаемости) в оказании протезно-ортопедической помощи инвалиду (ребенку-инвалиду) выносится с учетом заключений медицинской организации о рекомендуемых мероприятиях по протезированию, ортезированию и слухопротезированию, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.
В подразделе 3 "Профессиональная реабилитация и абилитация" ИПРА указываются заключения о нуждаемости (ненуждаемости) в профессиональной ориентации, содействии в получении общего образования, профессионального образования, прохождении профессионального обучения, трудоустройстве, производственной адаптации, информирование инвалида (ребенка-инвалида) о возможности трудоустройства, организации сопровождаемой трудовой деятельности*(11), выносятся рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, условиях труда и по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
В рекомендациях о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, ИПРА все виды трудовой деятельности, за исключением отмеченных по столбцу "Рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности" таблицы, являются показанными для подбора инвалиду и ребенку-инвалиду с учетом нарушенных функций организма.
В подразделе 4 "Социальная реабилитация и абилитация" ИПРА указываются заключения о нуждаемости (ненуждаемости) в социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой реабилитации и абилитации, информирование инвалида (ребенка-инвалида) о возможности организации социальной занятости*(12), рекомендации по оборудованию жилого помещения специальными средствами и приспособлениями.
Заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни выносится в отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и ребенка-инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего услуги в стационарной форме социального обслуживания, являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, по достижении им возраста 18 лет*(13).
В подразделе 5 "Социокультурная реабилитация и абилитация" ИПРА указывается заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации.
В подразделе 6 "Физическая реабилитация и абилитация с использованием средств физической культуры и спорта" ИПРА указывается заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в проведении мероприятий и оказании услуг по физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта.
В разделе 7 "Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации и абилитации" заносятся рекомендации по техническим средствам реабилитации и услугам, предоставляемым инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня показаний с указанием технических характеристик и конструктивных особенностей технических средств реабилитации с учетом индивидуальных особенностей, характера патологии и степени выраженности нарушенных функций организма, полученных в ходе проведенной реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики, по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации и абилитации, предоставляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по техническим средствам реабилитации и услугам по реабилитации и абилитации, предоставляемых за счет собственных средств инвалида (ребенка-инвалида) либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
Технические характеристики и конструктивные особенности технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, определяются с использованием электронного каталога технических средств реабилитации, функции по формированию и ведению которого осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации*(14).
В графе "Примечание" рекомендуемых технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, указывается номер ИПРА, в которой впервые определены медицинские показания для обеспечения техническим средством реабилитации и услугой по реабилитации или абилитации.
10. ИПРА формируется в федеральной государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - Единая цифровая платформа)*(15) в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица и направляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
В случае невозможности направления ИПРА в личный кабинет на едином портале, а также по желанию инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), ИПРА на бумажном носителе направляется инвалиду (ребенку-инвалиду) (его законному или уполномоченному представителю) заказным почтовым отправлением или выдается на руки в бюро (Главном бюро, Федеральном бюро). При распечатывании ИПРА допускается вывод на печать только заполненных полей ИПРА.
По заявлению инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро (главное бюро, Федеральное бюро), в том числе в электронной форме с использованием единого портала, ему не позднее следующего рабочего дня со дня подачи указанного заявления в зависимости от выбранного им варианта получения ИПРА выдается на бумажном носителе либо направляется в личный кабинет на едином портале в виде электронного документа.
11. В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребенок-инвалид) (его законный или уполномоченный представитель) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правила).
III. Порядок реализации ИПРА
12. При реализации ИПРА обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, динамическое наблюдение и оценка эффективности реализации ИПРА в порядке, предусмотренном пунктом 17 настоящего Порядка.
13. Определенным в ИПРА за реализацию мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) исполнителям на Единой цифровой платформе обеспечивается доступ к следующим сведениям, содержащимся в ИПРА:
а) раздел I "Общие данные";
б) рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом (ребенком) инвалидом, специальными средствами и приспособлениями;
в) виды помощи, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид) для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами;
г) заполненные подразделы раздела II "Основные направления комплексной реабилитации и абилитации" ИПРА, исполнителем которых определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения, медицинская организация, в которую под надзор помещен ребенок-инвалид, организация социального обслуживания, в которой инвалид (ребенок-инвалид) получает социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания:
территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - в части протезно-ортопедической помощи, товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)*(16), заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности*(17), технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части медицинской реабилитации, протезно-ортопедической помощи, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, технических средств реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитаци инвалида (ребенка-инвалида), помещенного под надзор в медицинскую организацию;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части профессиональной реабилитации и абилитации;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения - в части социальной реабилитации и абилитации, организации сопровождаемой трудовой деятельности, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитаци инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала);
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере содействия занятости населения - в части профессиональной реабилитации и абилитации;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры - в части социокультурной реабилитации и абилитации;
органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта - в части физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта;
администрации исправительного учреждения, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - в части всех основных направлений комплексной реабилитации и абилитаци инвалида (ребенка-инвалида), осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении.
14. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида) (его законного или уполномоченного представителя) о проведении мероприятий и оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, предусмотренных ИПРА, или при получении сведений с Единой цифровой платформы организуют работу по проведению мероприятий и оказанию услуг в соответствии со стандартами услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации с учетом целевых реабилитационных групп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия и с привлечением реабилитационных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и ведомственной принадлежности.
15. Сведения об исполнении ИПРА органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрацией исправительного учреждения размещаются на Единой цифровой платформе*(18) не позднее, чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности, а в отношении граждан, которым инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования, - по результатам проведения мероприятий и оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, но не реже одного раза в год, в том числе в случае, если мероприятия не проводились (услуги не оказывались).
До наличия технической возможности и готовности исполнителя, ответственного за проведение мероприятий и оказание услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, направлять сведения об исполнении ИПРА на Единую цифровую платформу, данные сведения формируются и направляются на бумажном носителе в бюро.
16. Оценка эффективности реализации ИПРА осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с использованием критериев оценки эффективности реализации ИПРА*(19) на основании сведений, поступивших от определенных в ИПРА исполнителей за проведение мероприятий и оказание услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
Оценка эффективности реализации ИПРА осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном проведении медико-социальной экспертизы инвалида (ребенка-инвалида) и заносится в протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Оценка эффективности реализации ИПРА также осуществляется в порядке контрольных мероприятий*(20):
Гражданам, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования, - не реже 1 раза в пять лет;
детям-инвалидам до достижения возраста 18 лет - не реже 1 раза в три года;
инвалидам вследствие военной травмы, если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, или вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, - не реже 1 раза в два года.
17. При обработке персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения, должны:
а) соблюдать конфиденциальность персональных данных и принимать необходимые организационные и технические меры по обеспечению их безопасности;
б) обеспечивать защиту обрабатываемых персональных данных в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
18. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, администрация исправительного учреждения при обмене информацией несут административную ответственность за достоверность, полноту и актуальность представляемых в Федеральный реестр инвалидов сведений в соответствии со статьей 13.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-------------------------------------------
*(1) Части первая и вторая статьи 92 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(2) Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
*(3) Пункт 2 Правил направления средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380.
*(4) Форма N 088/у "Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией" утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 488н/551н "Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70900).
*(5) Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 г. N 342н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2023 г., регистрационный N 73766).
*(6) Пункт 51 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(7) Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 389н "Об утверждении формы и порядка заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2022 г., регистрационный N 70120), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 203н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2024 г., регистрационный N 78258).
*(8) Форма программы дополнительного обследования гражданина утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2022 г. N 326н "Об утверждении формы программы дополнительного обследования гражданина и порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69554).
*(9) Пункт 41 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
*(10) Абзац десятый пункта 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правила).
*(11) Пункт 3 Порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, утвержденного приказам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 августа 2023 г. N 652н "Об утверждении порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 октября 2023 г., регистрационный N 75721).
*(12) Подпункт "а" пункта 4 Примерного порядка организации социальной занятости инвалидов, утвержденного приказам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2023 г. N 605н "Об утверждении примерного порядка организации социальной занятости инвалидов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2023 г., регистрационный N 74979).
*(13) Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(14) Пункт 31 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
*(15) Пункт 42 Правил.
*(16) Пункт 51 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 380.
*(17) Статья 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
*(18) Часть десятая статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(19) Пункт 51 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(20) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2023 г. N 767н "Об утверждении Порядка осуществления контроля главными бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми главными бюро медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2024 г. N 77010 г., регистрационный N 77010).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.