Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций "О внесении изменения в Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27 февраля 2023 г. N 25"
(подготовлен Роскомнадзором 30.07.2024 г.)
Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций "О внесении изменения в Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27 февраля 2023 г. N 25" (далее - проект приказа, Критерии), разработан в целях уточнения и актуализации правовой нормы, исключающей возможность применения пунктов 4(1).1 - 4(1).5 Критериев, в отношении научной, научно-технической и статистической информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Подпунктом "м" пункта 1 части 5 статьи 151 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) устанавливается, что запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является информация о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Под определение "способы, методы обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен" попадают также VPN-сервисы, обеспечивающие доступ к заблокированным информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям.
Таким образом, должна признаваться запрещенной также научная, научно-техническая информация, описывающая способы создания, устройства VPN-сервисов, целью которых является предоставление лицам доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Исходя из формулировки подпункта "м" пункта 1 части 5 статьи 151 Федерального закона N 149-ФЗ, доступ к такой научной, научно-технической информации должен подлежать ограничению.
При этом VPN-сервисы могут разрабатываться и использоваться только для обеспечения защищенного доступа к информационным ресурсам и (или) защищенного обмена информацией в информационно-телекоммуникационных сетях. Такие сервисы не предназначены для получения использующими их лицами доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, их использование обусловлено только необходимостью защиты конфиденциальной информации, в том числе для предотвращения утечки такой информации.
В таких целях VPN-сервисы используются, в частности, государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими предприятиями, в том числе организация финансовой сферы.
В связи с этим проектом приказа предлагается изложить подпункт 5 пункта 5 Критериев в новой редакции.
Принятие приказа не повлечет необходимости принятия иных нормативных правовых актов или признания утратившими силу ранее принятых нормативных правовых актов.
Дополнительного финансирования проект приказа не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.