Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по использованию возможностей государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в целях противодействия поступлению небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы"
(подготовлен Минпромторгом России 30.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по использованию возможностей государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в целях противодействия поступлению небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы" (далее соответственно - проект постановления, эксперимент, информационная система мониторинга) разработан Минпромторгом России в соответствии с решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, заседание которой состоялось 16 июля 2024 г., а также в связи с обращениями органов власти субъектов Российской Федерации, которые поддерживают проведение эксперимента.
Проект постановления направлен на определение показателей (критериев) и разработку механизма выявления и пресечения поступления небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы на основании сведений информационной системы мониторинга и интегрированных с ней иных государственных информационных систем, а также апробацию и подтверждение технической возможности применения указанного механизма при поставках социального питания в рамках государственного (муниципального) заказа.
Анализ правоприменительной практики для целей проектируемого регулирования указывает на актуальность задач по исключению поставок небезопасной и некачественной пищевой продукции в социальные учреждения.
Усиление борьбы за качество и безопасность товаров в розничной торговле позволяет значительно снизить оборот нелегальных и опасных продовольственных товаров.
С 2024 года в Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. N 1944 поэтапно внедряется режим "запретительной кассы" - механизм, который позволяет блокировать розничные продажи нелегальной и просроченной продукции на основании сведений информационной системы мониторинга.
С 1 мая 2024 г. указанный механизм работает в отношении молочной продукции и упакованной воды. За 2 месяца информационная система мониторинга не допустила продажу значительного количества просроченной молочной продукции и упакованной воды, а также товаров с признаками контрафакта. По состоянию на июль 2024 года продажи просроченной молочной продукции снизились на 74%, а товаров неизвестного происхождения - на 54%. В упакованной воде на 8% сократились продажи просроченной продукции, на 24% - товаров неизвестного происхождения.
Однако недобросовестные поставщики пытаются найти каналы сбыта, где не применяется режим "запретительной кассы", в частности - социальный сектор экономики (поставки продуктов питания в школы, детские сады, лечебные учреждения, дома престарелых и т.д.).
При этом большинство поставок такой продукции проходит в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов через единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) Федерального казначейства.
Информационная система мониторинга уже успешно интегрирована с ЕИС, а также с ведомственными информационными системами Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росаккредитации, что позволяет проработать технологии и автоматизировать процесс выявления и блокировки поставок небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции конечным потребителям социального питания по аналогии с режимом "запретительной кассы".
Эксперимент проводится на добровольной основе с участием в том числе отдельных субъектов Российской Федерации, подтверждающих готовность в отработке проектируемых моделей пресечения нелегальных и опасных поставок в систему социального питания.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.