Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минфином России 30.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - проект постановления) разработан по результатам проработки, осуществленной во исполнение пункта 9 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 29 марта 2023 г. N ДГ-П13-4382, проработки предложений, представленных Заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А. Яровой (от 18 января 2024 г. N 1.11-22/37), Минобороны России (от 2 июля 2024 г. N 223/1317нс), Правительством Москвы (от 22 июня 2022 г. N 21-42-3631/22-1, от 11 января 2023 г. N 01-20-1/23), Правительством Московской области (от 13 мая 2024 г. N 31Исх-2188/24-06), гарантов, осуществляющих выдачу независимых гарантий, а также учитывает предложения, подготовленные Минфином России при участии в исполнении поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 г. N АБ-П13-20026 и обсужденные на совещании, состоявшемся 5 июля 2024 г. у Директора Департамента экономического развития и финансов Правительства Российской Федерации В.Б. Толоко (протокол указанного совещания от 5 июля 2024 г. N П13-37пр). Дополнительное проведение анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, разработчиком не осуществлялось.
1. Проект постановления предусматривает внесение следующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.1. В типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, проектируются изменения, учитывающие, что при проведении совместного конкурса или аукциона, централизованной закупки независимая гарантия предоставляется организатору совместного конкурса или аукциона, уполномоченному органу (уполномоченному учреждению), осуществляющему определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
1.2. В типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, в реализацию положений пункта 6 части 2 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проектируются изменения, основанные на положениях статьи 3271 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым независимая гарантия вступает в силу, а обязанности по договору предоставления такой гарантии подлежат исполнению со дня заключения контракта, для обеспечения исполнения которого выдана такая гарантия.
При этом устанавливается, что положения, касающиеся договора предоставления независимой гарантии, включаются в независимую гарантию в случае заключения такого договора гарантом и принципалом, поскольку его заключение не является обязательным.
1.3. По предложениям гарантов предлагается ввести дополнительную возможность подписания независимой гарантии, выдаваемой в электронной форме, квалифицированной электронной подписью участника финансового рынка и квалифицированной электронной подписью организации (статьи 172 и 174 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
1.4. Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий и Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденные указанным постановлением, предлагается дополнить положениями о том, что ответственность за неполноту, недостоверность информации, подлежащей включению в соответствующий реестр, за их несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании такой информации, несут сформировавшие соответствующую информацию в реестре гарант и заказчик.
Указанные положения проектируются в целях правовой определенности по аналогии с положениями пункта 11 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, пункта 10 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, пункта 9 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60.
2. Проект постановления предусматривает внесение следующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
2.1. В целях исключения противоречивой правоприменительной практики предлагается установить, что соответствующая позиция приложения к Постановлению N 2571 применяется в установленном порядке вне зависимости от сферы осуществления деятельности заказчика.
2.2. Положения абзаца четырнадцатого предлагается применять не только в отношении контрактов, указанных в приложении к Постановлению N 2571, но и контрактов, указанных в пункте 4 Постановления N 2571.
2.3. Проект постановления содержит меры, направленные на минимизацию возможностей участников закупок предоставлять недостоверную информацию о наличии опыта выполнения определенных работ в сфере строительства, подготовленные Минфином России при участии в исполнении поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 г. N АБ-П13-20026 и обсужденные на совещании, состоявшемся 5 июля 2024 г. у Директора Департамента экономического развития и финансов Правительства Российской Федерации В.Б. Толоко (протокол указанного совещания от 5 июля 2024 г. N П13-37пр).
Так, объектами осуществляемых заказчиками закупок в сфере строительства по общему правилу являются работы, требующие выдачи в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В Минфин России поступает информация о том, что наиболее распространена ситуация предоставления участниками закупок недостоверной информации об их опыте выполнения работ в сфере строительства, при которой участники закупки предоставляют опыт исполнения договора на выполнение работ, не требующих выдачи в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (часть 17 статьи 51, часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), например, при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
В этой связи в соответствующих позициях приложения к Постановлению N 2571 предлагается установить общее правило о необходимости предоставления участниками закупки разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случая, при котором объектом закупки заказчика являются работы, не требующие выдачи такого разрешения.
Предлагается также предусмотреть:
обязанность участника закупки представлять разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, если объектом закупки заказчика являются работы, не требующие выдачи такого разрешения, а участник закупки в соответствии с позицией приложения к Постановлению N 2571 представляет информацию об опыте выполнения работ, требующих выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
возможность предоставления участниками закупки договора об опыте выполнения работ, не требующих выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, исключительно если такой договор заключен и исполнен в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены в отношении договоров на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту.
В целях правовой определенности предлагается также установить, что содержащееся в Постановлении N 2571 понятие договора строительного подряда используется в значении, предусмотренном частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и, соответственно, означает договор о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенный участником закупки непосредственно с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения или региональным оператором.
2.4. Положения Постановления N 2571, касающиеся раздела 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", приводятся в соответствие с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
2.5. По предложению Правительства Москвы вводится возможность участников закупок представлять информацию об опыте исполнения договора на выполнение работ в отношении объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта (например, станция метрополитена), как при участии в новых закупках на выполнение работ в отношении объектов капитального строительства, так и в новых закупках на выполнение работ в отношении линейных объектов.
2.6. По предложению Правительства Московской области предусматривается установление в соответствии с приложением к Постановлению N 2571 дополнительных требований к участникам закупок, которые применяются при закупках работ на выполнение работ по капитальному ремонту, также при осуществлении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту, закупаемых по контрактам, предусмотренным в частях 16, 161 статьи 34 и части 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
2.7. По предложению Минобороны России позиция 23 приложения к Постановлению N 2571 приводится в соответствие с новой редакцией единого кодификатора предметов снабжения (ЕК 001-2023), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2023 г. N 1-ек.
2.8. По итогам проработки и обсуждения с представителями Минпросвещения России, Роспотребнадзора и ФАС России предложений, представленных Заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.А. Яровой (от 18 января 2024 г. N 1.11-22/37), проектом постановления предлагается внести в позицию 33 приложения к Постановлению N 2571, касающуюся закупок общественного питания, пищевых продуктов, изменения, направленные на исключение из числа участников таких закупок участников, которые или должностные лица которых имеют судимость за преступления, предусмотренные статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 - 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к организации питания населения, к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения), включены в предусмотренный Законом N 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дополнительное требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вводится в реализацию полномочий Правительства Российской Федерации, введенных в часть 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.9. Во исполнение пункта 9 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 29 марта 2023 г. N ДГ-П13-4382 вводятся дополнительные требования к опыту участников закупок услуг по стирке, чистке (в том числе химической) изделий текстильных.
Проектируемое требование предлагается применять во всех закупках таких услуг, за исключением случая, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей, при котором заказчик вправе такое требование не применять (по аналогии с услугами общественного питания, по обеспечению охраны объектов, по организации отдыха детей и их оздоровлению).
3. Проект постановления предусматривает внесение следующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
3.1. Проект постановления содержит меры, направленные на минимизацию возможностей участников закупок предоставлять недостоверную информацию о наличии опыта исполнения контрактов, подготовленные Минфином России при участии в исполнении поручения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2023 г. N АБ-П13-20026.
В частности, предлагается предоставить заказчику право при проведении конкурсов устанавливать требование о принятии к оценке исключительно контрактов, заключенных и исполненных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и договоров, заключенных и исполненных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, поскольку информация о таких контрактах и договорах по общему правилу размещена в единой информационной системе в сфере закупок и, соответственно, может быть проверена на предмет достоверности.
Невозможность установления заказчиком такого требования в настоящее время обусловлена положениями подпункта "д" пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", взамен которого издано Постановление N 2604, положений, аналогичных вышеуказанному подпункту "д" пункта 28, не содержало.
3.2. В отношении закупок в сфере строительства предлагается установить возможность заказчика установить требование о принятии к оценке исключительно договоров, предусматривающих выполнение участниками закупок работ, требующих выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, если объектом закупки заказчика являются работы, требующие выдачи такого разрешения.
3.3. Проектируются положения, допускающие возможность участников закупки представить заказчику для целей оценки номер реестровой записи из соответствующего реестра вместо подтверждающих документов, если такие документы содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Положения проектируются по аналогии с положениями абзаца девятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
4. В постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проектируются изменения, аналогичные изменениям, указанным в пунктах 1.2 и 1.3 настоящей пояснительной записки.
В проекте постановления отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.