Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О внесении изменений в приложение 1 к приказу Минприроды России от 22 октября 2021 г. N 780"
(подготовлен Минприроды России 02.08.2024 г.)
Проект приказа разработан на основе анализа сложившейся правоприменительной практики.
Так хозяйствующие субъекты I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021, сталкиваются с проблематикой в части отражения сведений о выбранном способе обращения с отходами I и II классов опасности и твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а также не представляется возможным однозначно указать номер и наименование объекта размещения в соответствии с государственным объектом размещения отходов.
Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" природопользователи, у которых образуются ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и не предусматривающим указание региональным оператором объекта размещения отходов, на который осуществляется направление потоков ТКО.
При этом часть ТКО после обработки может быть направлена на утилизацию, и только оставшиеся отходы после обработки направлены на захоронение.
Отходообразователь, пользующийся услугами федерального экологического оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - федеральный оператор), заключает с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 N 1363 "Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности".
По договору заказчик обязуется передать отходы I и (или) II классов опасности федеральному оператору, а федеральный оператор в свою очередь обязуется принять отходы и оказать услуги по обращению с отходами I-II класса опасности.
При этом решение о способах обращения с отходами и конкретных исполнителях операции принимается федеральным оператором в процессе координации собственной работы.
В связи с чем, сведения о выбранном способе обращения с отходами I и II классов опасности, а также ТКО отсутствуют у отходообразователя. В связи с изложенным, в настоящее время Минприроды России подготовлен проект приказа, которым предусматриваются изменения в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания), в части уточнения необходимости предоставления хозяйствующими субъектами информации об отходах, передаваемых для размещения другим индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам (наименование и номер объекта размещения отходов, а также не указывать лимиты на размещение отходов), в случае передачи твердых коммунальных отходов передаваемых региональному оператору или отходов, относящихся к отходам I-II класса опасности, передаваемых федеральному экологическому оператору.
Учитывая изложенное, проектом приказа устанавливается, что пункт 4.3 раздела IV "Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение" заполняется в соответствии Методическими указаниями.
Указанная корректировка данных требований приведет к снижению финансовой нагрузки на природопользователя при подготовке им заявки на получение комплексного экологического разрешения.
Кроме того, в настоящее время подготовлены поправки к проекту Федерального закона N 301955-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с переходом на реестровую модель оказания государственной услуги "Выдача комплексного экологического разрешения".
Согласно указанным поправкам услуга по выдаче комплексного экологического разрешения будет предоставляться в реестровой модели и заявителю будет предоставляться не разрешение, а выписка из соответствующего реестра, в связи с чем из нормы пункта 6 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" исключается необходимость утверждения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России) формы комплексного экологического разрешения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.