Комментарий к Приказу ФНС России от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"
1. Общие положения
Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, утвержденный приказом ФНС России от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ (далее - Единый стандарт), заменил одноименный документ, утвержденный приказом ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@, и установил обязательность применения Единого стандарта для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.
Единый стандарт регламентирует оказание следующих услуг:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием, регистрация налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов, предоставление информации налогоплательщикам (выдача справок, ответов на запросы и т.д.);
- информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- выдача разрешений, лицензирование, проведение экспертных оценок и регистрация объектов игорного бизнеса;
- информирование налогоплательщиков о порядке уплаты налогов, сборов.
Единый стандарт опирается на действующие законодательные акты, регламентирующие сроки оказания вышеназванных услуг, а также на постановления Правительства РФ и приказы ФНС России, устанавливающие документы, оформляемые в процессе оказания услуг; в числе вышеназванных актов:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
2. Виды и сроки оказания услуг налогоплательщикам
В Едином стандарте в таблицу сведены виды услуг, оказываемых налогоплательщикам, с указанием сроков и форм предоставления информации, регистрации, выдачи лицензий и т.д.
Для осуществления процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направления (выдачи) документов, подтверждающих государственную регистрацию, налоговому инспектору отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Тот же срок отведен для предоставления налогоплательщику выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Со ссылкой на НК РФ приведены сроки постановки на учет обособленных подразделений налогоплательщика, снятия с учета по различным основаниям и т.д.
В разделе "Оказание услуг по приему, регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов, по предоставлению информации налогоплательщикам (выдача справок, ответов на запросы и др.)" Единого стандарта приведены виды действий налоговых органов с указанием сроков их исполнения в части оказания названных услуг, в том числе:
- направление в адрес налогоплательщика квитанции о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде;
- прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов);
- проставление отметки о принятии налоговых деклараций (расчетов);
- прием деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на бумажных носителях;
- прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема;
- регистрация (заверение и скрепление печатью) Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- рассмотрение письменных заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих их право на получение имущественного налогового вычета у работодателя;
- прием, регистрация, рассмотрение заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, проставление отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов, при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
- проставление налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь;
- проставление налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов;
- рассмотрение заявления индивидуального предпринимателя на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента;
- рассмотрение заявления и направление (выдача) справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо о подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Сроки проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах установлены на основании НК РФ и приказа Минфина России от 20.01.2005 N 3н "О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" и составляют от одного до 30 календарных дней.
Пять рабочих дней отводится на рассмотрение заявления и направление (выдачу) справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Направление (выдача) уведомления на уплату налога на доходы физических лиц, уведомления на уплату налогов физическими лицами должно быть осуществлено не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В разделе 5 Единого стандарта приведены сроки и формы оказания услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса.
Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче лицензии, ее переоформлении, продлении (приостановлении) срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о соответствующем отказе осуществляются в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами (в случае проведения дополнительной экспертизы срок может быть продлен еще на 30 дней).
Выдача лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции производится в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Рассмотрение заявления и документов на получение федеральных специальных марок и выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции осуществляются в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов при наличии федеральных специальных марок в территориальном органе ФНС России. Срок рассмотрения заявления (в случае отсутствия необходимого количества федеральных специальных марок в территориальном органе ФНС России и направления заявления об их выдаче организации-изготовителю) - не более одного месяца со дня направления заявления о выдаче федеральных специальных марок организации-изготовителю и т.д.
Единый стандарт также предполагает, что ответить письмом на письменное обращение налогоплательщика, входящее в компетенцию налогового органа, последний должен в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения. В то же время предусмотрены индивидуальное устное информирование налогоплательщика и информирование налогоплательщиков по телефону при соответствующих обращениях (в соответствии со ст. 21 и 32 НК РФ).
Согласно Единому стандарту время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, а при "пиковых" нагрузках - не более 1 часа.
Характерно, что контроль за исполнением Единого стандарта возложен на сами налоговые органы.
В соответствии с положениями приказа ФНС России от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ налогоплательщики должны быть проинформированы о Едином стандарте в том числе путем его размещения на интернет-сайтах управлений ФНС России по каждому субъекту Российской Федерации.
В связи с введением Единого стандарта напомним читателям журнала, что в настоящее время продолжает действовать Порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденный приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-10/776@, согласно которому налоговые органы обязаны:
- в течение семи рабочих дней после получения информации об изменении сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов, направить налогоплательщикам (по почте с уведомлением о вручении) эти сведения, а также проинформировать налогоплательщиков через средства массовой информации;
- размещать на своих информационных стендах сведения о соответствующих изменениях;
- в составе документов, выдаваемых при постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах, выдавать (направлять по почте с уведомлением о вручении) сведения о реквизитах для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов.
3. Ответственность за нарушения, допускаемые должностными лицами налоговых органов при исполнении обязанностей, указанных в Едином стандарте
За отдельные нарушения, допускаемые должностными лицами налоговых органов при исполнении обязанностей, указанных в Едином стандарте, предусмотрены меры административной ответственности.
Например, ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей предусматривает наложение штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от 1000 руб. до 2000 руб. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также в размере от 1000 руб. до 2000 руб.
Несоблюдение работниками налоговых органов сроков информирования налогоплательщиков может стать основанием для освобождения последних от ответственности за несвоевременное исполнение налоговых обязательств.
М.А. Климова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1