Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и Правил оснащения таким оборудованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем"
(подготовлен Минтрансом России 06.08.2024 г.)
В соответствии со статьей 78.3 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
Правила оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащения беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
2. Установить, что:
положения пункта 5, подпунктов "б" и "в" пункта 13 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к воздушным судам, произведенным или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;
положения подпункта "б" пункта 3, подпунктов "б" и "в" пункта 8 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к воздушным судам, произведенным или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2029 г.;
положения абзаца четвертого подпункта "а" пункта 6, подпункта "г" пункта 8, подпункта "в" пункта 14, подпунктов "б", "г" и "д" пункта 15 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к воздушным судам, произведенным или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2030 г.
3. Установить, что оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, произведенных в Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерации до 1 марта 2025 г., осуществляется до 1 марта 2026 г. в соответствии с пунктом 2, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 4, пунктом 6 (в части, касающейся абзацев первого - третьего подпункта "а" и подпункта "б" пункта 6), подпунктами "а" (в части, касающейся абзацев первого - третьего подпункта "а" и подпункта "б" пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением), "б" и "в" пункта 7, подпунктом "а" пункта 8 (в части, касающейся абзацев первого - третьего подпункта "а" и подпункта "б" пункта 6, подпунктов "б" и "в" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением), пунктом 9 (в части, касающейся абзацев первого - третьего подпункта "а" и подпункта "б" пункта 6, подпунктов "б" и "в" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением), пунктом 10 (в части, касающейся пунктов 11, 12, подпункта "а" пункта 13, подпунктов "а", "б", "г" и "д" пункта 14 требований, утвержденных настоящим постановлением), пунктами 11, 12, подпунктом "а" пункта 13, подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 14, подпунктами "а" (в части, касающейся подпунктов "а", "б", "г" и "д" пункта 14 требований, утвержденных настоящим постановлением) и "в" пункта 15 требований, утвержденных настоящим постановлением.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г., за исключением:
пункта 5, подпунктов "б" и "в" пункта 13 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2027 г.;
подпункта "б" пункта 3, подпунктов "б" и "в" пункта 8 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2029 г.;
абзаца четвертого подпункта "а" пункта 6, подпункта "г" пункта 8, подпункта "в" пункта 14, подпунктов "б", "г" и "д" пункта 15 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2030 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от N
ТРЕБОВАНИЯ
к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
1. Настоящий документ устанавливает требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, предусмотренными пунктом 1 статьи 78 3 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда (далее - беспилотное воздушное судно), должны быть оснащены оборудованием связи, поддерживающим двустороннюю радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и между экипажами воздушных судов в соответствии с требованиями главы II приложения N 10 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция).
3. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные воздушные суда должны быть оснащены оборудованием навигации, обеспечивающим выполнение полета воздушного судна в соответствии с планом полета и установленными в эксплуатационной документации ограничениями условий эксплуатации воздушных судов и маршрутов полетов воздушных судов, при соблюдении следующих условий:
а) в бортовом оборудовании воздушных судов, производимых на территории Российской Федерации, принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы, должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - ГЛОНАСС);
б) бортовое навигационное оборудование, обеспечивающее точный заход воздушных судов на посадку по сигналам ГЛОНАСС и взаимодействующее с бортовой системой предупреждения столкновений, соответствующей тому IV приложения N 10 к Конвенции, должно обеспечивать прием корректирующих сигналов от системы наземного функционального дополнения ГЛОНАСС.
4. Пилотируемые воздушные суда (самолеты) с максимальной взлетной массой 5700 килограммов и более, вертолеты с максимальной взлетной массой более 3100 килограммов и более должны быть оснащены бортовой системой записи параметрической информации, обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета воздушного судна, информации о работе его бортовых устройств и агрегатов, информации о полученных управляющих командах и формализованных сообщениях в цифровом виде с момента включения двигателей воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или) получения команды о возможности их стирания.
5. Пилотируемые сверхлегкие воздушные суда с максимальной взлетной массой более 115 килограммов и беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов должны быть оснащены:
а) оборудованием удаленной идентификации воздушного судна, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс и категорию данного воздушного судна (далее - оборудование удаленной идентификации);
б) поисковым оборудованием, обеспечивающим определение местоположения воздушного судна, терпящего бедствие, передачу сообщений о данном воздушном судне и осуществляющим одну из следующих функций (далее - поисковое оборудование):
вычисление координат местоположения воздушного судна и горизонтальной траектории его полета на основании данных ГЛОНАСС и передача указанных данных по каналам спутниковой связи;
передача координат и параметров горизонтальной траектории полета воздушного судна по каналам спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ".
6. Пилотируемые легкие воздушные суда, включая пилотируемые легкие вертолеты, должны быть оснащены:
а) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с томом IV приложения N 10 к Конвенции (далее - оборудование АЗН-В), или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна и обеспечивающими передачу следующих данных в режиме адресной передачи данных (далее - приемоотвечики режима "S") в соответствии с томом IV приложения N 10 к Конвенции:
данные о барометрической высоте с точностью 7,62 метров (25 футов) или более высокой точностью;
данные о состоянии воздушного судна (в воздухе - на земле);
данные о барометрической высоте и данные о горизонтальных координатах воздушного судна - для пилотируемых воздушных судов и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в едином воздушном пространстве;
б) поисковым оборудованием.
7. Пилотируемые воздушные суда (самолеты) с максимальной взлетной массой 15000 килограммов и менее и с количеством пассажирских кресел более 19 должны быть оснащены:
а) оборудованием, указанным в пункте 6 настоящих требований;
б) системой раннего предупреждения близости земли, имеющей функцию оценки рельефа местности в направлении полета и автоматического предоставления экипажу пилотируемого воздушного судна или внешнему пилоту беспилотного воздушного судна предупреждения о потенциально опасной близости земной поверхности (далее - система раннего предупреждения близости земли);
в) бортовой системой предупреждения столкновений, соответствующей тому IV приложения N 10 к Конвенции и имеющей программное обеспечение версии не ниже 7.1.
8. Пилотируемые воздушные суда (самолеты) с максимальной взлетной массой более 15000 килограммов или с количеством пассажирских кресел более 30 должны быть оснащены:
а) оборудованием, указанным в пункте 7 настоящих требований;
б) бортовым оборудованием, принимающим и обрабатывающим корректирующие сигналы наземной системы спутникового функционального дополнения и взаимодействующим с бортовой навигационной спутниковой системой;
в) бортовой системой, обеспечивающей точный заход воздушного судна на посадку и его посадку по категории I, предусмотренной Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации, по сигналам ГЛОНАСС;
г) бортовым оборудованием цифровой связи, обеспечивающим передачу сообщений органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) и обмен сообщениями с указанными органами (далее - оборудование цифровой связи).
9. Пилотируемые вертолеты должны быть оснащены оборудованием, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 8 настоящих требований.
10. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма и более для выполнения полетов в воздушном пространстве с установленными временным или местным режимом, а также кратковременными ограничениями в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов, должны быть оснащены в соответствии с пунктами 11-14 настоящих требований.
11. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 0,25 килограмма для выполнения полетов в пределах прямой видимости, указанных в пункте 523 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - Федеральные правила), должны быть оснащены аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов.
12. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов для выполнения полетов в пределах прямой видимости, указанных в пункте 523 Федеральных правил, должны быть оснащены:
а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах запретных зон и зон ограничения полетов;
б) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна (далее - система экстренного прекращения полета);
в) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации воздушного судна.
13. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов для выполнения полетов за пределами прямой видимости должны быть оснащены:
а) оборудованием, указанным в пункте 12 настоящих требований;
б) оборудованием удаленной идентификации;
в) поисковым оборудованием, обеспечивающим передачу сообщений в Главный авиационный координационный центр авиационно-космического поиска и спасания.
14. Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов для выполнения полетов в пределах или за пределами прямой видимости должны быть оснащены:
а) оборудованием, указанным в пункте 13 настоящих требований;
б) оборудованием линии управления беспилотной авиационной системой и контроля беспилотной авиационной системы, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, на котором беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) (далее - оборудование линии управления) без средств криптографической защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
в) оборудованием линии управления, имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
г) оборудованием радиосвязи диапазона очень высоких частот;
д) приемоответчиком режима "S" или оборудованием АЗН-В.
15. Беспилотные воздушные суда для выполнения полетов за пределами прямой видимости в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами должны быть оснащены:
а) оборудованием, указанным в пункте 14 настоящих требований;
б) оборудованием цифровой связи;
в) бортовой системой записи параметрической информации, обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета, информации о работе бортовых устройств и агрегатов, полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения беспилотного воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или) получения команды о возможности их стирания;
г) бортовой системой предупреждения столкновений обеспечивающей автоматическое уклонение воздушного судна от иного пилотируемого или беспилотного воздушного судна, находящегося в опасной близости, передачу данных о координатах и траектории полета воздушного судна, скорости сближения воздушного судна по горизонтали и по вертикали с иным пилотируемым или беспилотным воздушным судном, находящимся в опасной близости, передачу сигналов внешнему пилоту об опасном сближении с пилотируемым или беспилотным воздушным судном и рекомендаций по устранению опасного сближения;
д) ГЛОНАСС с приемником дифференциальных поправок.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от N
ПРАВИЛА
оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащения беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащения беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, предусмотренными пунктом 1 статьи 78 3 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - оборудование).
2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные воздушные суда (далее - беспилотное воздушное судно), оборудованием допускается при:
а) изготовлении пилотируемых и беспилотных воздушных судов;
б) модификации пилотируемых и беспилотных воздушных судов - для пилотируемых и беспилотных воздушных судов типовой конструкции в случае, указанном в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от___ ________2024 г. N ____ "Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и Правил оснащения таким оборудованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от_______2024 г. N ____);
в) изменении конструкции пилотируемых и беспилотных воздушных судов - для пилотируемых и беспилотных воздушных судов нетиповой конструкции (далее - единичные экземпляры воздушных судов) в случае, указанном в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от___ ________2024 г. N ____ .
3. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных воздушных судов оборудованием осуществляется в соответствии с требованиями к оснащению оборудованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от________2024 г. N ____, эксплуатационной, технической и иной документацией, утвержденной разработчиком пилотируемого воздушного судна, разработчиком беспилотного воздушного судна.
4. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных воздушных судов, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, оборудованием осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно при наличии у них сертификата изготовителя, выданного в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, или сертификата организации по техническому обслуживанию, выданного в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, либо с привлечением лиц, имеющих указанные сертификаты.
5. Оснащение единичных экземпляров воздушных судов, а также пилотируемых легких, сверхлегких воздушных судов и беспилотных воздушных судов, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, оборудованием осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно или с привлечением лиц, имеющих сертификаты, указанные в пункте 4 настоящих Правил, или с привлечением специалистов авиационного персонала, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиасистем оборудованием связи, навигации, наблюдения и автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотников оборудованием удаленной идентификации, линий управления и контроля, а также средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа в области обеспечения безопасности.