Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и главу 1 Федерального закона "О техническом регулировании"
(подготовлен Минпромторгом России 07.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и главу 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - законопроект) разработан с целью снятия излишних административных барьеров, связанных с экспортом гражданского оружия и патронов к нему, осуществляемым российскими производителями-поставщиками в иностранные государства.
Законопроект направлен на поддержание стабильной работы отечественных предприятий стрелковой и патронной отраслей в условиях санкций, а также их развитие и освоение новой линейки продукции в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров.
Предлагаемые законопроектом положения касаются только образцов гражданского оружия, произведенных с техническими характеристиками, которые удовлетворяют требования иностранного заказчика в рамках контрактных обязательств для поставки его на экспорт.
Предлагаемые в законопроекте правовые нормы не затрагивают оборот боевого стрелкового оружия, то есть не относятся к продукции военного назначения, поставляемой в иностранные государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.
В настоящее время в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ), обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые, ввозимые и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского оружия и патронов к нему. Перед проведением процедуры подтверждения соответствия (сертификации) указанного оружия, производителю (поставщику) необходимо представить соответствующую модель отечественного оружия в Экспертно-криминалистический центр МВД России для проведения исследований на предмет ее соответствия техническим характеристикам, установленным криминалистическими требованиями, предъявляемыми к гражданскому оружию.
Правила оборота оружия и технические требования к нему, действующие в зарубежных странах, существенно отличаются от криминалистических требований, предъявляемых к оружию в Российской Федерации. Например, гражданское оружие и патроны к нему, предназначенные для экспорта в страны-участницы Брюссельской конвенции, должны соответствовать требованиям нормативных документов Постоянной международной комиссии Брюссельской конвенции. Оружие и патроны к нему, предназначенные для экспорта в иные страны, должны соответствовать требованиям стандартов ANSI/SAAMI. Технические характеристики оружия, отвечающие требованиям стран-импортеров, зачастую противоречат требованиям, предъявляемым к оружию в Российской Федерации (например, по длине ствола, возможности производства выстрела со сложенным прикладом, ёмкости магазина, использовании в конструкции оружия приспособлений для бесшумной стрельбы и другие).
Поэтому оборот оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта, требует введения особого правового режима, поскольку производство оружия, изготовленного в соответствии с контрактом по требованиям страны-импортера для продажи за пределы Российской Федерации, и его перевозка до пункта вывоза из страны могут противоречить криминалистическим требованиям МВД России к гражданскому оружию.
Более масштабные проблемы связаны с процедурой вывоза оружия, поскольку в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 (приложение N 1 раздел 1.6) в перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза включено оружие и патроны к нему, имеющие технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям, установленным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза. Это приводит к неоднозначному толкованию требований Закона N 150-ФЗ и создает препятствия для экспорта гражданского оружия отечественного производства.
В этой связи в законопроекте предлагается предусмотреть особый режим подтверждения соответствия экспортного оружия, из которого следует, что гражданское оружие, произведенное только для вывоза из Российской Федерации в целях исполнения экспортных контрактов юридическими лицами - поставщиками, может иметь технические характеристики, отличающиеся от характеристик, предъявляемых к оружию, разрешенному для оборота на территории Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения представляют вполне прозрачную конструкцию государственного контроля за оборотом гражданского оружия, произведенного для продажи и вывоза за пределы Российской Федерации, в которую входят:
1) сохранение разграничения гражданского оружия, предназначенного для экспорта, от боевого ручного стрелкового оружия, отнесенного к продукции военного назначения;
2) фактическая отмена процедуры проведения испытаний на соответствие криминалистическим требованиям оружия, произведенного специально для его последующей продажи за пределы страны в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров;
3) проведение стандартной процедуры подтверждения соответствия (сертификации) гражданского оружия и патронов, произведенных для вывоза из России в целях исполнения экспортных контрактов, в том числе, путем удостоверения того, что они имеют отличительную маркировку от гражданского оружия и патронов, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации.
Упоминание в законопроекте о необходимости нанесения на оружие, производимого только для экспорта маркировки, отличающейся от маркировки на оружии, находящемся в обороте на территории Российской Федерации, является дополнительной гарантией соблюдения производителями требований закона в сфере оборота оружия в стране.
При этом следует учитывать, что необходимости внесения изменений в подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие требования обязательной сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов о наличии маркировки, а также порядке её нанесения на оружие, не имеется.
Внесение в Федеральный закон "О техническом регулировании" дополнительной нормы об особенностях технического регулирования в отношении гражданского оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта, вызвано необходимостью синхронизации действующих требований законодательства об оружии в части процедуры обязательного подтверждения соответствия (сертификации) всего оружия, находящегося в обороте на внутреннем рынке (в том числе вывозимого из Российской Федерации) с законодательством о техническом регулировании в части касающейся требований о том, что объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории России (вывозимое на экспорт гражданское оружие к такой продукции не относится).
К особенностям технического регулирования в отношении гражданского оружия и патронов, производимых только для экспорта, относятся:
- возможность несоответствия криминалистическим требованиям, установленным для гражданского оружия, находящегося в обороте в стране;
- наличие отличительной маркировки от гражданского оружия и патронов, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации;
- производство его на основе моделей гражданского оружия, находящихся в обороте на внутреннем рынке и ранее прошедших процедуру обязательного подтверждения соответствия.
Предлагаемая законопроектом конструкция правовых норм в отношении гражданского оружия и патронов, произведенных только для продажи и вывоза за пределы Российской Федерации, позволит снять имеющуюся правовую неопределенность, упростит процедуру вывоза оружия и патронов на экспорт, а также снимет излишнюю и необоснованную нагрузку с контрольно-надзорных органов.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Терминология законопроекта полностью соответствует действующей редакции Закона N 150-ФЗ. Законопроект не способен оказать негативное влияние на незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации.
Принятие и реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и не повлечёт за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект направлен на достижение целей реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.