Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189"
(подготовлен Минстроем России 07.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189" (далее - проект постановления) разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", по итогам рассмотрения стратегической сессии Правительства Российской Федерации по разработке национального проекта "Инфраструктура для жизни", состоявшейся 11 июня 2024 г., в соответствии с которыми поручено при предоставлении в период 2025-2030 годов дополнительных объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - бюджетные кредиты) предусмотреть новые подходы к распределению бюджетных кредитов между субъектами Российской Федерации.
Проектом постановления во исполнение указанных поручений предусматриваются следующие подходы при проведении отбора инфраструктурных проектов в целях предоставления в период 2025-2030 годов бюджетных кредитов.
Предусматривается распределение между субъектами Российской Федерации 50 процентов от общего объема средств бюджетных кредитов по результатам отбора инфраструктурных проектов в рамках лимитов бюджетных кредитов, установленных субъектам Российской Федерации (без учета субъектов Российской Федерации с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности равной или больше 2, предоставление бюджетных кредитов которым в соответствии с проектом постановления предусматривается исключительно по результатам конкурсного отбора инфраструктурных проектов). При этом, не менее половины объема распределяемых в рамках лимитов средств бюджетных кредитов направляется на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (инфраструктурные проекты, предусматривающие выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда).
Оставшийся объем средств бюджетных кредитов будет распределяться по результатам конкурсного отбора инфраструктурных проектов, при этом не менее половины бюджетных кредитов по результатам конкурсного отбора также будет направляться на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом предусмотрено приоритетное направление бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов на основании поручений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации. Источником финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, определенных по результатам конкурсного отбора инфраструктурных проектов, в соответствии с проектом постановления являются:
сумма бюджетных кредитов, определенная президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации исходя из необходимости направления не менее 50 процентов объема бюджетных кредитов в период 2025-2030 годов на реализацию инфраструктурных проектов по результатам конкурсного отбора таких проектов,
сумма средств, направленных субъектами Российской Федерации на погашение бюджетных кредитов, предоставленных им в период 2021-2024 годов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов,
сумма лимитов, установленных субъектам Российской Федерации и не востребованных субъектами Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным проектом постановления.
Проектом постановления предусматривается возможность использования средств предоставленных бюджетных кредитов на мероприятия по реализации инфраструктурных проектов в рамках реализации связанного с ним инвестиционного проекта в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Указанные изменения позволят ускорить реализацию мероприятий по созданию, реконструкции, капитальному ремонту объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях достижения поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" задач по улучшению качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году проектом постановления предусматривается приоритетность реализации инфраструктурных проектов на территории опорных населенных пунктов, которая будет оцениваться при проведении отбора инфраструктурных проектов в рамках установленных субъектам Российской Федерации лимитов и по результатам конкурсного отбора.
Проектом постановления вводятся дифференцированные требования к проведению отбора инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в иных сферах при проведении отбора таких проектов в рамках лимитов.
Так, отбираемые в рамках лимитов инфраструктурные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства должны предусматривать обязательное финансирование реализации таких проектов за счет средств внебюджетных источников, собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов в соотношении не менее одной пятой части к объему финансирования реализации такого проекта за счет предоставленного бюджетного кредита, а также принятие обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению доведения действующих цен (тарифов) на коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня.
Инфраструктурные проекты в иных сферах (помимо проектов сферы жилищно-коммунального хозяйства) должны предусматривать соотношение объемов финансирования за счет средств бюджетного кредита и за счет иных источников финансирования в объеме один к одному, а также поступление налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет в объеме, превышающем объем средств бюджета субъекта Российской Федерации на погашение и обслуживание предоставленного бюджетного кредита.
Также проектом постановления предусматриваются критерии конкурсного отбора инфраструктурных проектов, учитывающие соотношение объемов финансирования за счет средств бюджетного кредита и за счет иных источников финансирования, соотношение поступления налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет к объему средств бюджета субъекта Российской Федерации на погашение и обслуживание предоставленного бюджетного кредита, критерий, учитывающий объемы ранее одобренных субъекту Российской Федерации президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в 2021-2024 годах бюджетных кредитов, а также результаты использования субъектом Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, а также критерий, предусматривающий принятие обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению доведения действующих цен (тарифов) на коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня.
Также проектом постановления в рамках установления критериев конкурсного отбора инфраструктурных проектов на период 2025-2030 годов исключен критерий, учитывавший необходимость оценки количества рабочих мест, которые будут созданы в связи с реализацией инфраструктурного проекта и (или) инвестиционного проекта, оценку соблюдения которого проводило Министерство экономического развития Российской Федерации.
Предлагаемое проектом постановления правовое регулирование предлагается применять к отбору инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются средства федерального бюджета, которые будут предусмотрены на финансирование мероприятий по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в ходе формирования проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, начиная с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
При подготовке проекта постановления была проанализирована правоприменительная практика.
Положения проекта постановления полностью соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой изменение установленных целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект постановления не относится к актам, указанным в пункте 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 17 января 2023 г. N ДГ-П36-2пр, в связи с чем представление листа самопроверки на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.