Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 12.08.2024 г.)
Проект федерального закона подготовлен во исполнение пункта 22 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 7 июня 2023 г. N 3436-П30-МХ в целях создания единого цифрового реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан предусмотрено предоставление таких мер поддержки по улучшению жилищных условий, как выдача жилищных сертификатов, предоставление единовременных денежных выплат на приобретение жилья, субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам и иные. При этом порядок учета граждан в большинстве случаев определяется региональными законодательными актами.
По итогам анализа действующего законодательства определено отсутствие единой системы учета, поскольку информация о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержится в различных информационных системах.
Сложившееся регулирование не обеспечивает унификацию и ведение отчетности по предоставляемым мерам поддержки, что в том числе приводит к медленному высвобождению очереди по улучшению жилищных условий нуждающихся граждан.
В связи с этим проект федерального закона предусматривает осуществление учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежащих предоставлению и предоставленных указанным гражданам жилых помещений, а также иных подлежащих оказанию и оказанных им мер государственной, муниципальной поддержки в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства (далее - ЕИСЖС).
При реализации органами власти и местного самоуправления указанных полномочий на базе ЕИСЖС в автоматическом режиме будет формироваться единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посредством размещения в нем соответствующей информации органами власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона также предполагается, что в случаях, устанавливаемых федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации права гражданина на получение государственной поддержки будет удостоверяться записью в едином цифровом реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку информация, размещаемая в едином цифровом реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет верифицироваться посредством автоматических или автоматизированных запросов в другие государственные информационные системы, такое удостоверение права гражданина исключит какие-либо риски нецелевого назначения поддержки.
Унификация на уровне федерального законодательства учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также подлежащих предоставлению и предоставленных им жилых помещений позволит обеспечить анализ достаточности, в том числе жилищного фонда социального использования и специализированного жилого фонда, обоснованное прогнозирование потребности в приобретении (создании) органами власти и органами местного самоуправления жилых помещений, а также повысить эффективность и скорость принятия решений о предоставлении жилых помещений нуждающимся гражданам.
Проектом федерального закона также предусматривается наделение единого института развития в жилищной сфере следующими полномочиями:
- содействие развитию государственного и муниципального жилищного фондов;
- содействие реализации мер государственной поддержки граждан, осуществляемых с целью улучшения их жилищных условий;
- организационное, информационное и аналитическое обеспечение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решения, предлагаемые проектом федерального закона, направлены на реализацию государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Реализация проекта федерального закона не повлечет возникновение дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ввиду следующего.
Фактически проектом федерального закона не предусматривается наделение органов власти и местного самоуправления новыми полномочиями в части ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку такой учет уже ведется в зависимости от категорий нуждающихся граждан. Законопроектом унифицируются условия ведения такого учета в целях обеспечения единообразия, а также цифровизации соответствующих процессов при использовании ЕИСЖС.
В связи с этим увеличение штатной численности органов власти и местного самоуправления не предполагается.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что единый институт развития в жилищной сфере создает, осуществляет эксплуатацию и модернизацию ЕИСЖС и является ее оператором.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства" указанные мероприятия, в частности, финансовая, организационная и техническая поддержка функционирования системы, а также ее взаимодействие с иными информационными системами, органами и организациями, осуществляются оператором за счет собственных средств.
Таким образом, отсутствует необходимость в дополнительном финансировании мероприятий из федерального бюджета по доработке ЕИСЖС для целей реализации единого цифрового реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В рамках использования субъектами Российской Федерации единой информационной системы жилищного строительства также не предполагается дополнительных затрат в связи с доработками региональных информационных систем, поскольку для реализации целей законопроекта уполномоченным лицам органов власти и местного самоуправления будет предоставлен доступ в личные кабинеты ЕИСЖС.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.