Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 16.08.2024 г.)
Минпромторгом России в инициативном порядке разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102*(1) (далее - Постановление N 102), в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616*(2) и в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617*(3) (далее соответственно - проект постановления, Постановление N 102, Постановление N 616, Постановление N 617).
По результатам анализа правоприменительной практики Минпромторгом России разработан проект постановления, которым предусматривается дополнение положений Постановления N 102, Постановления N 616 и Постановления N 617, предусматривающих исключение возможности формировать участниками контрактной системы в сфере закупок (заказчикам) извещения об осуществлении закупки медицинских изделий в обход запрета, установленного положениями Постановления N 616 и ограничений, установленных положениями Постановления N 102 и Постановления N 617.
Так, в настоящее время присутствует возможность для участников контрактной системы в сфере закупок (заказчикам), намеревающихся обойти запрет и ограничения, установленные положениями Постановления N 102, Постановления N 616 и Постановления N 617, формировать извещения об осуществлении закупки медицинских изделий по позициям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог, КТРУ) по кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), которые не содержатся в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и перечне медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 102 (далее - перечни Постановления N 102), перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, согласно приложению к Постановлению N 616 (далее - перечень Постановления N 616) и перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением N 617 (далее - перечень Постановления N 617).
В таких случаях поставщики вынуждены участвовать в закупках на общих основаниях несмотря на то, что для их продукции установлено правило "второй лишний" или "третий лишний".
Например:
1. В решении УФАС по Челябинской области от 3 апреля 2023 г. N 074/06/106-746/2023 (159-ж/2023) (извещение о закупке 0369300200023000033) указано, что заказчиком сформирован лот с нарушением действующего законодательства о контрактной системе, что привело к невозможности применения предусмотренного Постановлением N 616 запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств и как следствие к нарушению национального режима.
Исходя из содержания извещения об осуществлении закупки, заказчиком осуществляется закупка пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00002365), пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания и разделительным гелем (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00001049), пробирок вакуумных для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания (код позиции КТРУ 32.50.50.000-00001464).
В соответствии с описанием объекта закупки заказчиком в отношении закупаемых товаров указан код ОКПД2 32.50.50.000.
Как следует из информации, содержащейся в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru, товары, указанные в выбранных заказчиком позициях Каталога 32.50.50.000-00002365, 32.50.50.000-00001049, помимо кода ОКПД2 32.50.50.000, исключенного из общероссийского классификатора, имеют коды 32.50.13.190, 32.50.50.190, а также код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий 293540, 293640 соответственно.
Указанные позиции (коды ОКПД2 32.50.13.190, 32.50.50.190) включены в перечень Постановления N 616.
2. Решение УФАС России по Краснодарскому краю по делу N 023/06/42-2801/2023 (извещение N 0818500000823003824).
Заказчиком в описании объекта закупки использован код ОКПД 2/КТРУ 32.50.50.190/32.50.50.000-00001094 и 32.50.50.190/32.50.50.000-00001067.
В описании объекта закупки установлены характеристики в соответствии с позицией КТРУ и использованы дополнительные характеристики с обоснованием необходимости использования такой информации.
Заявитель указывает в своей жалобе, что в описании объекта закупки установлен несоответствующий код ОКПД 2.
В разделе справочной информации к позициям КТРУ 32.50.50.000-00001094, 32.50.50.000-00001067 указаны следующие коды ОКПД 2: 32.50.13.190, 32.50.50.000, 32.50.50.190.
Таким образом, УФАС России по Краснодарскому краю установил, что заказчиком в описании объекта закупки использован код ОКПД 2, соответствующий справочной информации, включенной в позицию КТРУ, что не противоречит нормам действующего законодательства.
3. Решение УФАС по Пензенской области по жалобе N 058/06/105-509/2023 (извещение о закупке 0155200000923000475).
Заказчиком поясняется, что объектом закупки является медицинское изделие - функциональная кровать, данному товару соответствует позиция кода КТРУ 32.50.50.190-00002324. В разделе "справочная информация" к указанному коду КТРУ содержатся соответствующие коды ОКПД2, в том числе код ОКПД2 32.50.30.119. Согласно схеме иерархии в классификаторе ОКПД2 код ОКПД2 32.50.30.119 является подкатегорией кода ОКПД2 32.50.30.110. Так как ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 102 установлены в отношении кода ОКПД2 32.50.30.110, они распространяют свое действие и на код ОКПД2 32.50.30.119.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве от 30.08.2023. Считает, что определение предмета закупки по коду ОКПД2 32.50.30.119 не противоречит действующему законодательству, следовательно, установление в извещении ограничения допуска согласно Постановлению N 102 является правомерным.
Заявитель в жалобе указывал на необходимость установления кода ОКПД2 32.50.30.110, который прямо указан в перечне N 1 Постановления N 102, тем самым заявитель не опровергал необходимость установления ограничений в рамках Постановления N 102. Представитель заявителя участие в рассмотрении жалобы не принял, каких-либо пояснений и доказательств относительно того, что установление кода ОКПД2 32.50.30.119 нарушает его права и законные интересы, влечет невозможность участия в закупке не представил.
УФАС по Пензенской области приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Аналогичные примеры также содержатся в решении УФАС по Красноярскому краю от 20 января 2021 г. N 024/06/105-32/2021 (извещение 0119200000120015776) и решении Чувашского УФАС России по делу N 021/06/49-918/2023 (извещение 0815500000523010255).
Учитывая сформировавшуюся практику, проектом постановления предлагается внести дополнения в формулировки Постановления N 102, Постановления N 616 и Постановления N 617 в части распространения позиций перечней, указанных постановлений на позиции Каталога, содержащих различающийся основной код ОКПД2 медицинского изделия, но фактически являющимся медицинским изделием, которое содержится в перечнях Постановлений N 102, N 616 и N 617 в отдельных случаях, в целях недопущения возможности формирования извещений о закупке в обход действующему национальному режиму.
В целях исключения возможности такого "обхода" Минпромторгом России разработан проект постановления, предусматривающий необходимость установления в описании закупки запрета или ограничений на все коды ОКПД2, содержащиеся в шаблоне КТРУ, если хотя бы один из них содержится в Постановлениях N 102, N 616 или N 617.
При этом сам механизм ограничений или запретов будет срабатывать только в том случае, если на конкурс вышел производитель с товаром, соответствующим необходимым техническим характеристикам и коду ОКПД2, содержащегося в таких "ограничительных" перечнях, что исключает риски несостоявшихся торгов по товарам, где отсутствуют российские производители.
Предлагаемая мера позволит соблюсти баланс интересов локальных производителей и системы здравоохранения Российской Федерации.
Проект постановления направлен на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г N 328.
Принятие положений проекта постановления направлено на формирование технологического и производственного потенциала медицинской промышленности, а также на обеспечение безопасности Российской Федерации, в том числе путем решения задачи по обеспечению технологического суверенитета, созданию импортозамещающих производств и локализации производственных цепочек в Российской Федерации для достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
-------------------------------------------
*(1) постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
*(3) постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.